Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Создание условий для формирования личности, отбор технологий развивающего обучения, использование личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком – все это способствует развитию творческой личности.
Но создать психологически комфортные условия невозможно без знания особенностей развития каждого дошкольника. Вот почему специалисты разных профилей и педагоги дошкольных учреждений проводят диагностику. Диагностика – это комплекс методик для точной оценки уровня развития, достигнутого индивидуумом или группой.
Диагностика проводится с целью:
- получения информации об уровне развития каждого ребенка;
- создания условий для развития, обучения и коррекции нарушений у детей;
- развития творческой индивидуальности детей.
Выделяют несколько принципов организации диагностической работы:
- Принцип законности. Диагностика должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов («Конвенции о правах ребенка»; «Конституции Российской Федерации»; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и индивидуальных писем Министерства образования Российской Федерации; Устава образовательного учреждения; договора с родителями и т.п.).
- Принцип научности. Диагностика должна опираться на научные исследования. Программы диагностической работы должны быть научно обоснованы, т. е. должны включать основные теоретические положения, послужившие базой для ее составителей, с указанием авторов и публикаций. Если педагоги сами разрабатывают диагностические методы, они должны дать информацию об их валидности и надежности, о времени ее проведения а также характеристику выборки испытуемых.
- Принцип этичности. Диагностика должна проводиться с соблюдением этических норм и правил. Она должна быть беспристрастной (т.е. носить объективный характер), конфиденциальной (полученные результаты должны храниться в тайне), к тому же необходимо согласие ребенка на совместную деятельность.
- Принцип оптимальности. Данный принцип предполагает, что достаточное количество информации должно быть получено минимальными усилиями.
Результаты диагностики могут быть использованы при:
- планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми;
- создании современных методик и технологий развивающего обучения;
- организации предметно-развивающей среды (в группе, в кабинете);
- проведении подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
- комплектовании групп;
- определении временной нагрузки на каждого ребенка.
Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить педагогическое общение с каждым ребенком. Диагностика речевого развития детей является серьезной проблемой, поскольку речь – сложная психическая функция, подверженная многофакторным влияниям.
А. А. Павлова подчеркивает, что речь детей изучается по разным направлениям:
- во-первых, при изучении интеллектуальной деятельности как одного из показателей умственного развития. В рамках данного направления диагностика проводится лишь по функциям, непосредственно указывающим на уровень интеллектуального развития (это понимание чужой и осознание своей речи, лексическое наполнение языка, грамматический строй речи);
- во-вторых, при исследовании собственно речи во всех аспектах (фонетическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом).
Данное направление связано с детальным исследованием каждого из аспектов речевой деятельности. Диагностика речевого развития детей проводится также в дефектологии и логопедии. Выявление уровня речевого развития представляет необходимость при определении готовности дошкольников к обучению в школе, при оценке работы дошкольного учреждения, при сравнении эффективности вариативных (альтернативных) программ обучения.
Диагностика речевого развития дошкольников проводится для решения следующих задач:
- для выяснения состояния речевого развития детей:
- для определения динамики речевого развития;
- для определения перспектив развития той или иной стороны речи,
для определения соответствия (несоответствия) речевого развития норме.
Диагностика речевого развития помогает выяснить индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка, а также получить разностороннюю информацию о состоянии развития речи для выбора подходящих содержания и методов обучения. Для понимания сущности речевой диагностики необходимо четко представлять, что входит в содержание устной речи и какие компоненты наиболее важны для ее изучения.
Как показали исследования Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой. Е. М. Струниной, А. Г. Арушановой, А. И. Максакова, В. И. Яшиной и др., при проверке словаря необходимо обращать внимание на комиссионным и качественный состав словаря, на понимание значения слова, степень его обобщенности, на умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной целью детям предлагаются задания на показ и называние предметов и картинок, на их сравнение и классификацию на пение заданного тематического ряда, на называние поелметя по его описанию, на подбор синонимов, антонимов, на составление предложении с заданным словом и др.
Фонетические особенности речи обследуются путем выполнения задании на произнесение звуков в разных позициях (изолированных, в словах, во фразах), на узнавание, различение и сравнение слов, фраз, на запоминание звуковых и слоговых структур. Степень развития связной речи устанавливается на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывать. Уровень речевого развития дошкольников может выявляться три раза в год (в начале, в середине и в конце учебного года).
Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком беседа не должна превышать 15 минут. Интервал между работой с каждым дошкольником – 2-3 минуты. Это время необходимо для того, чтобы сменить дидактический материал. Если диагностику проводит незнакомый с детьми взрослый то он должен заранее познакомиться с ребятами, наладить с ними эмоциональный контакт.
Задания следует давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения не нужно показывать ребенку что он не справился, надо дать ответ самому например, ребенок не смог назвать обобщающего слова и взрослый сам говорит – «Это можно назвать словом одежда», но в протоколе отметить невыполнение.
Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (игрушки, предметы, картинки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядности, но на знакомых словах Большое значение имеет точная формулировка вопросов. Вопросы и задания должны предлагаться ребятам в логической последовательности.
Для проведения диагностики речевого развития детей следует использовать уже апробированные в современных исследованиях методики. Диагностика должна заканчиваться рекомендациями, т.е. давать ответ на вопрос, как учитывать полученные данные в последующей практической деятельности с отдельными детьми или группой.
- Методика обучения детей рассуждениям
- Особенности освоения детьми грамматического строя речи
- Особенности повествовательных рассказов детей дошкольного возраста
- Повествование как функционально-смысловой тип связной речи
- Усвоение синтаксической стороны речи
- Усвоение морфологической стороны речи
- Сущность звуковой культуры речи, ее значение
- Особенности овладения детьми звуковой стороной языка
- Старший дошкольный возраст
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу