Характеристика экспертизы подлинности ряда товаров

Известно, что наиболее часто подделывают товары популярные, рекламируемые по телевидению. Поэтому примеры проведения таких экспертиз будут приведены по таким товарам, как компакт диски, парфюмерно косметические и бытовые гигиенические товары.

Именно по этим товарам отсутствуют разработанные показатели подлинности, и экспертизу проводят с использованием образцов аналогов. Так, в частности, в работе описана методика исследования компакт дисков с целью определения признаков нелицензионного изготовления.

При экспертном исследовании дисков перед экспертами чаще всего ставятся следующие вопросы:

  • какое программное обеспечение содержится на представленных компакт дисках?
  • кто является правообладателем представленного программного обеспечения?
  • каков способ изготовления данных компакт дисков?
  • допускает ли представленное программное обеспечение (лицензионное соглашение) его распространение в розницу, без санкции правообладателя, без соответствующе выполненной упаковки?
  • содержатся ли на представленных компакт дисках программы или описание способов обхода защиты от использования без лицензии?

Объектами исследования в экспертизе при установлении признаков нелицензионного изготовления компакт дисков являются: компакт диск; информация, записанная на компакт диске; наружная упаковка и футляр компакт диска; вкладыш под лицевой и задней стороной футляра; регистрационная кар точка (при ее наличии).

Первым признаком нелицензионного изготовления является упаковка компакт диска. Ее исследование целесообразно начинать сравнением с образцами аналогичной лицензированной продукции.

В результате сравнения могут быть обнаружены следующие признаки нелицензионного изготовления:

  • отсутствие упаковки из прозрачной полимерной пленки или ее наличие в виде пакета конверта, предназначенного для многоразового использования;
  • отсутствие на футляре диска голографической наклейки (стикера), которая препятствует открытию футляра без ее повреждения.

Для ответа на вопрос о способе изготовления компакт диска необходимо исследование его внешнего вида. Известно, что диски бывают трех видов – CD, CD R, CD RW, но подавляющее большинство исследуемых компакт дисков относится к CD и CD R.

При исследовании полиграфического оформления как самих компакт дисков, так и упаковки и вкладышей признаками нелицензионного изготовления служат:

  • отсутствие наименования фирмы изготовителя и юридического адреса изготовителя и продавца, данных о предназначении содержимого компакт диска, его особенностях и требованиях, указания на место изготовления компакт диска;
  • низкое качество полиграфии (рисунков и текста) как вкладышей, так и самого диска, черно белое исполнение оформления и отсутствие на внутренней стороне вкладыша какой либо информации или иллюстраций;
  • грамматические ошибки;
  • наличие следов режущих инструментов на кромках вкладышей;
  • отсутствие штрихкода товара (при сравнении с лицензионной продукцией, если производитель его представляет).

Самым быстрым и технически несложным способом изготовления контрафактных дисков является запись на диски CD R при помощи компьютера и дисковода для записи. Основное технологическое отличие структуры дисков CD R от структуры штампованных дисков CD заключается в наличии активного записываемого слоя (DYE).

Визуально рабочая сторона дисков CD R отличается от внешнего вида рабочей стороны штампованных дисков, так как записываемый слой у CD R слабо окрашен, в зависимости от вида используемого материала: цианин (голубоватый оттенок), фталоцианин (золотистый), metalazo (синий). Кроме того, в CD R используется полупрозрачный отражающий слой серебра, имеющий меньший коэффициент отражения, нежели пленка алюминия в штампованных CD.

Факт записи на CD R является одним из основных признаков нелицензионного изготовления компакт дисков для большинства производителей. В то же время надо учитывать, что некоторые (мелкие) фирмы выпускают свою программную или иную продукцию на CD R.

Еще одной отличительной чертой нелицензионного диска является отсутствие проставляемого со стороны записываемого слоя кодов происхождения товара, которые присваиваются заводу изготовителю или правообладателю и представляют собой буквенно цифровую надпись, выполненную лазерной гравировкой. Указание на диске кодов рассматривается как признак при сравнении исследуемого диска с лицензионным с той же версией программы.

Если компакт диск содержит аудиовизуальную информацию, то обязательным условием является указание наименования лицензиата и номера лицензии на внутреннем кольце ком пакт диска вокруг установочного отверстия со стороны записываемого слоя.

В ходе исследований было выявлено, что на нелицензионных дисках вместе с целым рядом программ, размещенных на дисках сборниках программного обеспечения, имеются каталоги с файлами, предназначенными для снятия их систем защиты (генераторы ключей, программы мастера создания ключевых дискет, файлы для замены файлов с защитой, находящихся в составе конкретной программы, и т. п.), с описаниями процедур установки, обеспечивающих неограниченное по времени функционирование программ без получения лицензии от правообладателей (регистрационных кодов, ключей и т. п.).

Часть программ из числа находящихся на данных компакт дисках, не имеющих каталогов для “взлома”, либо не накладывают каких-либо ограничений на установку и эксплуатацию, либо снабжены текстовыми файлами с указанными регистрационными параметрами, которые необходимо ввести в процессе установки. Нелицензионное игровое программное обеспечение содержит сборники игр, в то время как лицензионное – только одну игру, не лицензионное – русскую и английскую версии игр на одном диске, а лицензионное – только на одном языке.

У продукции ведущих фирм производителей программного обеспечения, как правило, имеются отличительные признаки, которые относятся к корпоративным, т. е. присущим продукции данной фирмы.

Например, для программы “1С” характерны следующие признаки:

  • наличие регистрационной анкеты;
  • наличие на диске в технологическом кольце мастернига трех кодов: кода матрицы, который идентифицирует завод изготовитель, название и версию продукта;
  • IFPI кода завода изготовителя, идентифицирующего номер линии завода и состоящего из аббревиатуры “IFPI” и четырех символов кода, а также кода партии;
  • наличие на лицевой стороне диска нанесенного типографским способом цветного рисунка, который соответствует содержанию продукта и содержит логотипы компаний производителей.

Выпускаемые корпорацией “Microsoft” лицензионные программные продукты содержат материальный носитель (диск CD или набор дискет), лицензионное соглашение на право использования продукта, руководство пользователя, регистрационную карту пользователя.

Для защиты продукта от подделки используются специальные голограммы или наклейки (сертификаты подлинности), которые размещены на упаковке продукта. Оригинальные продукты никогда не поставляют пользователю без упаковки (в виде только одного диска).

Кроме того, на одном оригинальном диске всегда записан только один программный продукт, и сами диски имеют специальную маркировку на внутреннем ободе их рабочей поверхности, по которой можно определить производителя диска и номер станка (код IFPI), на котором данный диск произведен.

На задней стенке упаковочного футляра оригинального диска обязательно присутствует специальная наклейка с идентификационным номером диска, который пользователь должен ввести в компьютер при установке продукта.

Таким образом, исследование более двух тысяч компакт дисков позволило выявить следующий комплекс признаков нелицензионного изготовления:

  • запись информации на СD R диске;
  • отсутствие специальной маркировки на внутреннем обо де рабочей поверхности со стороны записываемого слоя (код IFPI) и отсутствие наименования лицензиата и номера лицензии на внутреннем кольце компакт диска вокруг установочного отверстия (для аудиовидеопродукции);
  • наличие на самом диске средств “взлома”;
  • наличие сборников или русской и английской версий на одном CD (если представленное программное обеспечение не выпускалось в указанном виде);
  • отсутствие полной информации на обложке, вкладыше и самом диске для потребителя конкретного товара, которая должна содержать следующие данные: наименование товара; страну изготовитель; фирму изготовитель (наименование фирмы изготовителя может быть дополнительно обозначено бук вами латинского алфавита); основное или функциональное пред назначение товара или область его применения; номер лицензионного соглашения; правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, восстановления, утилизации, захоронения, уничтожения (при необходимости); основные потребительские свойства или характеристики; информацию об обязательной сертификации; юридический адрес изготовителя и/или продавца;
  • отсутствие голограммы, наклейки и регистрационной карточки;
  • некачественная полиграфия обложки изображения на
    CD;
  • отсутствие упаковки.

Так как в настоящее время на российском рынке встречается как явная фальсификация, которую можно выявить органолептическими методами, так и фальсификаты качественно нового уровня, для обнаружения которых необходимы физико химические и другие методы исследования, то предлагается проводить ЭП в две стадии.

При этом на первой стадии следует применять аналитические, экспертные и экспресс методы, включая и опробование некоторых средств по назначению, на пример чистящих, моющих и т. п. (табл. 10).

Вторая стадия проводится с применением измерительных методов для более аргументированного подтверждения факта фальсификации. Процедура ЭП отличается от процедуры ИЭ по содержанию этапов проведения. Так, предварительный этап, который проводят только на первой стадии, дополнительно включает приобретение или подбор образца аналога.

Роль образца аналога может выполнять его описание в каталогах, справочниках, например по парфюмерным товарам.

Основной этап, включающий выбор и определение показателей, проводят по видам фальсификации как на первой, так и на второй стадиях. Однако ко второй стадии ЭП целесообразно приступать после заключи тельного этапа первой стадии, по результатам которой будут выявлены отличия и проведена их оценка.

Особенностью заключительной стадии ЭП является то, что выявляют и оценивают только отличия исследуемого образца от аналога, без учета совпадений. Определение формы и вида фальсификации на первой стадии позволит оптимально и целенаправленно спланировать содержание работ по второй стадии (основной и заключи тельный этапы). Документальное оформление в виде экспертного заключения предполагается только на второй стадии ЭП.

По разработанной процедуре проведен ряд экспертиз по установлению фактов фальсификации товара, в том числе судебных. Так, для проведения ЭП отечественного синтетического моющего средства автоматического типа был закуплен образец сравнения в соответствии с условиями, приведенными в предыдущем разделе.

По исследованию упаковки (качества картона и полиграфии, характера склейки, указания даты изготовления и др.), а также по внешнему виду порошка, цвету и запаху установлено сходство двух образцов. Незначительное различие отмечено по наличию частиц желтого цвета в образце аналоге (табл. 11).

Физико химические показатели (содержание анионные ПАВ (АПАВ), массовая доля щелочных компонентов и водородный показатель и др.) также свидетельствовали об идентичности составов.

Различия между значениями показателей незначительные и находятся в пределах допустимых погрешностей.

При этом оба образца характеризовались неравномерным гранулометрическим составом и наличием твердых нерастворимых включений темно серого цвета. Именно эти частицы, не характерные для СМС, выполнили в данной экспертизе роль индикаторов, свидетельствующих о том, что обе пачки СМС изготовлены на одном и том же производстве. Запах обоих образцов не соответствовал его названию (лимон). В целом указанные данные достаточно полно и однозначно свидетельствовали о производстве обоих образцов на одном и том же предприятии.

Таким образом, по результатам экспертизы было сделано заключение о том, что представленный на экспертизу образец синтетического моющего средства является подлинным в части наименования и его изготовителя.

В то же время моющая способность образца СМС, представленного на экспертизу, имела значения ниже предела, установленного по ГОСТ 25644–96, что связано с низким содержанием АПАВ в составе порошка (см. табл. 11). Однако при этом в маркировке СМС было указано о “высокой концентрации активных веществ”.

Следовательно, стиральный порошок является поддельным вследствие низкого уровня потребительских свойств и прежде всего моющей способности, что обусловлено низким содержанием АПАВ в со ставе средства при заявленной его высокой концентрации. Та ким образом, экспертные исследования выявили подделку – качественную фальсификацию товара при его подлинности в части наименования и изготовителя.

Однако в отдельных случаях покупка образца аналога не представляется возможной вследствие его отсутствия в продаже или высокой цены – например, парфюмерных товаров. Так, при экспертизе подлинности духов Magie Noire в расфасовке 7,5 мл в качестве образца аналога использовался флакон подлинных духов Magie Noire фирмы “Lanсome” (Франция), в такой же расфасовке, с остатком содержимого из коллекции образцов. В результате проведения ЭП выявлено, что название духов в исследуемом образце нанесено на черную полимерную пленку, которой обтянута поверхность стекла, а в аналоге – гравировкой, выполнен ной на черном стекле.

Кроме того, надписи на маркировке исследуемого образца нечеткие, буквы сливаются. В исследуемом образце отмечена более глубокая посадка крышки, из-за чего иска жен замысел автора, по которому, в соответствии со справочными данными, флакон с пробкой символизирует женскую шею с декольте и голову.

Испытания показали, что исследуемый образец является масляно-спиртовым раствором душистых веществ, о чем свидетельствует масляное пятно на бумаге, оставшееся после высыхания капли содержимого.

По справочным данным, духи Magie Noire, выпускаемые фирмой “Lanсome” с 1978 г., представляют собой водно спиртовой раствор душистых веществ, включающий такие составляющие запаха, как древесные ноты, цветочные аккорды, а также сандал и мускус.

По характеру запаха исследуемый образец отличался отсутствием цветочного букета, характеризовался тяжелым, негармоничным запахом, свойственным дешевым компонентам.

Таким образом, было выяснено, что представленный на экспертизу образец духов – по маркировке Magie Noire фирмы “Lanсome” – не соответствует подлинной продукции, выпускаемой фирмой, по составу, характеру запаха, форме флакона, элементам маркировки, что является свидетельством, подтверждающим контрафактность продукции – использование известной торговой марки. Экспертиза проводилась по заявлению потребителя и по процессуальной форме являлась досудебной.

Интересно
Примерами досудебных и несудебных экспертиз могут быть многочисленные экспертизы шампуней. Этот вид косметических товаров наиболее часто фальсифицируют как товар повседневного спроса, часто покупаемый и используемый для мытья волос практически всеми потребителями.

Экспертные исследования показали, что в первые годы массовой фальсификации подлинные шампуни отличались от подделок по упаковке, полиграфическому исполнению маркировки, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 12.

Затем качество упаковки стали повышать, и часто шампуни и другие поддельные товары фасовали в ту же упаковку, что и предприятия изготовители.

Для этого флаконы приобретались у того же производителя, чью упаковку закупала фирма изготовитель. Как видно из данных, приведенных в табл. 12, несоответствие идентифицируемого образца шампуня образцу аналогу подтверждается по способу нанесения маркировки, внешнему виду, запаху, уровню рН и содержанию АПАВ.

Таким образом, показано, что исследуемый образец представляет собой товар, изготовленный с использованием чужого товарного знака, и является не только некачественным продуктом (подделкой), но и опасным для здоровья потребителей, так как показатель рН не соответствует нормам СанПиН 1.2.681–97. Массовость подделки шампуня Head & Shoulders показали результаты других экспертиз, которые подтвердили фальсификацию по иным критериям.

Различие критериев, по которым была выявлена фальсификация по нескольким экспертизам, свидетельствует о том, что известные марки используют разные изготовители и при этом применяют разные способы фальсификации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)