Инструменты маркетинга как основа управления глобальными социальными процессами

Глобальный характер социальных процессов находит проявление в том, что социальные изменения, реализующие данную тенденцию развития общества, затрагивают социальные системы всех уровней, демонстрируя при этом своеобразие содержания и механизмов трансформации. Возможность применения инструментов маркетинга для управления глобальными процессами социального развития мы рассмотрим на примере информатизации.

Эффективность информатизации как важнейшего в современных условиях процесса социального развития заключается не столько в самом факте усиления роли информационных феноменов в общественной жизни, сколько в соответствие происходящих в результате этого социальных изменений задачам развития общества в целом и отдельных социальных систем.

Прилагая данные выводы к информатизации как одному из приоритетных направлений развития современной России, следует обратить внимание на необходимость учета специфики конкретной социальной системы, социального института, фрагмента социального пространства при разработке концепций и программ управления информатизацией.

Современные концепции информатизации должны базироваться на понимании того, что информатизация представляет собой не просто сумму взаимосвязанных изменений вследствие внедрения и адаптации некоторых информационных феноменов, а коренную перестройку большинства элементов социума, социальных связей и отношений.

Анализ характера социальных трансформаций, вызванных процессами информатизации, позволяет утверждать недопустимость стихийного развития данного явления, в особенности в условиях происходящих в России социально-экономических реформ. Информатизация в данной ситуации может как содействовать устойчивому развитию российского общества в новых экономических реалиях, так и вносить деструктивные элементы.

Социальное управление информатизацией, будучи одним из частных случаев управления социальными изменениями, должно быть представлено следующими направлениями:

  • управление разнообразием информационной феноменологии; обеспечение его развития как необходимого условия информационного общества;
  • формирование социальных условий реализации идей и достижений информатизации;
  • формирование открытости, адаптивности социальных систем для разнообразия информационных феноменов; готовности и механизмов адаптации для динамики разнообразия информационных феноменов;
  • соотношение потребностей общества, приоритетов его развития и основных направлений информатизации.

Эффективность информатизации выражается, во-первых, учетом гуманитарных приоритетов социального развития, предоставлением гарантий и содействия устойчивому развитию; во-вторых, постоянным характером процессов изменений, которые не заканчиваются достижением тех результатов, которые мы способны предвидеть сегодня.

Невозможно говорить о том, что информатизация завершается решением одной из процессуальных задач информатизации (например, компьютеризацией основных социальных институтов или т.п.). Новые технологии, новые задачи, изменившееся внешнее окружение будут стимулировать продолжение изменений, новые направления развития.

Достижение целей предполагает формирование новых программ действия в соответствии с новыми потребностями общества, с новыми возможностями, которые оно может получить в ходе информатизации. Информатизация как любой социальный процесс может иметь и отрицательную направленность, и отрицательные последствия. Для современного общества важно предвидеть негативные последствия, сопровождающие как отдельные процессы и этапы, так и информатизацию в целом; и по мере возможности снижать негативный эффект.

Анализ инструментария современного социального управления приводит к мысли о целесообразности использования маркетинга в качестве методологической основы управления информатизацией. В первой главе мы говорили о том, что сегодня маркетинг занимает особое место в структуре социологического знания, при этом особое значение придается концепции социального маркетинга как продукта постиндустриального этапа развития общества.

Новые перспективы открывает социотехнологический подход к маркетингу, позволяющий вывести специфические маркетинговые технологии на уровень универсального инструмента социального управления. Вспомним, что данный подход рассматривает воздействие на социальные элементы и отношения как основное содержание маркетинговых технологий, а регулирование и изменение поведения социальных объектов как основную задачу маркетинговых технологий.

Говоря о возможностях использования маркетинга как методологической основы управления информатизацией, необходимо делать акцент:

  • во-первых, на выявление и удовлетворение потребностей общества, конкретных социальных институтов и систем в информатизации, ее отдельных процессах и направлениях;
  • во-вторых, на формирование потребности в изменениях, в новом стиле жизни, на создание общественного мнения в отношении информатизации как глобальной тенденции социального развития;
  • в-третьих, на рациональное распределение информационных ресурсов, а также изменений, достижений информатизаций в социальном и географическом пространстве.

Данные направления могут быть объединены общим понятием «маркетинг информатизации», и наряду с другими, не менее важными позициями, рассматриваться в качестве приоритетного направления информационной политики государства.

Одна из важнейших задач управления информатизацией – сделать изменения такими, какие необходимы обществу для устойчивого развития, следовательно, аналитическая поддержка социального проектирования должна опираться на методологию, которая позволяет:

  • исследовать потребности социального развития и «спрос» общества, отдельных социальных групп на стратегии социального развития,
  • соотносить социальные потребности с факторами влияния, например такими, как конкуренция социальных приоритетов, концепций и стратегий развития;
  • учитывать многообразия факторов и вариантов развития, социальных изменений, в том числе многоаспектно оценивать и прогнозировать их последствия и эффект, анализировать ресурсы и затраты;
  • моделировать на основании особых параметров «жизненный цикл» информатизации и ее отдельных направлений, этапов и процессов, «жизненный цикл» изменения, его сроки и масштабы;
  • выявлять приоритетных, реально необходимых для общества направлений развития различных социальных институтов (экономики, образования, политики, науки и т.д.), определять потребности и моделировать несуществующие в настоящий момент феноменов ( вещей, технологий, идей, персон).

Специфические аналитические инструменты маркетинга (методы, модели, матрицы и т.д.) имеют потенциал для решения этих и многих других задач и лежать в основе стратегических решений в области управления информатизацией. В частности, жизненный цикл социального изменения.

Вместе с тем, потенциал маркетинга как инструмента социального управления увеличивается благодаря:

  • его ориентированности и способности удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп, личности;
  • сбалансированного распределения и развития ресурсов социальной значимости (материальных, финансовых, производственных, информационных, культурных, технологий и идей) в социальном пространстве;
  • формирования и балансирования потребностей и запросов общества, социальных групп, личности;
  • воздействия на общественное мнение, его формирование, изменение;
  • информационно-аналитического обоснования социальных программ.

Огромную роль играет продвижение идей информатизации, формирование потребностей в информатизации, отдельных ее процессах и направлениях и новом стиле жизни, «приучение» общества к изменениям, формирование потребностей и понимание логики этих изменений.

Именно маркетинговые технологии лежат в основе оптации, т.е. выбора того или иного образа жизни и деятельности из всех возможных в данном обществе. Однако наибольшую эффективность маркетинговые инструменты демонстрируют в условиях специальных программ государственного регулирования информатизацией общества в целом, отдельных социальных групп, регионов и т.д.

Одной из важнейших социальных функций маркетинговых технологий является обеспечение сбалансированного распространения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, производственных, информационных, культурных и т.д.), технологий и идей в социальном пространстве как важнейшего фактора устойчивого развития общества.

Поддержание гомеостата предполагает прежде всего, удовлетворение разнообразия потребностей и нужд, возникающих в обществе в результате активно протекающих социальных процессов и субъективной деятельности людей. Данный фактор является одним из важнейших факторов развития информационной культуры общества, эффективного решения проблем регионального информационного развития.

Задача маркетинговых технологий основана в данном плане на их сущностной способности к исследованию потребностей всего общества, конкретных социальных групп, отдельной личности и использования этих результатов для выявления приоритетных направлений развития различных сфер общества: производства, экономики, науки, образования, политики.

Маркетинговые технологии призваны подготовить информационно- аналитическое обоснование социальных программ, направленных на удовлетворение самого широкого спектра потребностей, осуществляемое путем обмена различного содержания. В данном случае миссия маркетинговых технологий ориентирована на создание условий для поддержания психологического и социального комфорта, для снижения последствий социальной и психологической неудовлетворенности, для обеспечения потенциальной доступности всего разнообразия ресурсов, технологий, идей представителям всех социальных групп как требования свободного развития социальных систем.

Маркетинговые технологии способны содействовать не только рациональному распределению ресурсов и технологий, но и их развитию, созданию и продвижению. На основе использования маркетинговых технологий определяется общественная потребность в несуществующих на настоящем момент феномене (вещи, технологии, идеи, личности и т.д.).

На основе пробельного анализа создается модель этого несуществующего, но необходимого для устойчивого развития общества явления, формируется общественное мнение, система мероприятий по стимулированию инновационной деятельности и продвижению в социальном пространстве.

Особое внимание следует уделить потенциалу использования маркетинговых технологий для сбалансированного и прогрессивного развития социального пространства, а также возможность их использования для повышения эффективности процесса информатизации, для создания благоприятных условий для развития информационной культуры личности и общества в целом.

Подобное взаимодействие различных блоков социально-информационных технологий демонстрируют преимущества тенденций к позитивному характеру социотехнологического воздействия как предоставляющих возможность комплексного и целостного, прогнозируемого и предвидимого устройства социального пространства.

Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность данного процесса, выступает информационная культура как гарант позитивности реализуемых изменений для настоящего и будущего. Таким образом, маркетинг выступает аналитической и стратегической основой управления информатизацией, характер которой позволяет сделать предположение о расширении потенциала аналитических инструментов маркетинга как основы управления глобальными социальными процессами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)