Источники правового регулирования общественных отношений в области использования атомной энергии

В регулировании общественных отношений в области использования атомной энергии используются различные источники энергетического права в том числе Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, международные договоры Российской Федерации, обычаи, локальные нормативные акты юридических лиц, содержащие нормы права.

Из кодификационных актов следует отметить Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ.

Среди федеральных законов, регулирующих общественные отношения в области использования атомной энергии, следует учитывать, в том числе, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Среди специальных законов, регулирующих общественные отношения в области использования атомной энергии следует отметить прежде всего :

  1. Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии».
  2. Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
  4. Федеральный закон от 05.02.2007 № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Остановимся подробнее на основных положениях указанных федеральных законов. Правовая основа и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии определены Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

В соответствии со ст.1 данного закона Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования промышленной безопасности опасных производственных объектов, требования пожарной безопасности, требования по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются к отношениям в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Необходимо также учитывать, что деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, не регулируется настоящим Федеральным законом.

Основные принципы правового регулирования в области использования атомной энергии закреплены в ст.2 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Основными принципами правового регулирования в области использования атомной энергии являются:

  • обеспечение безопасности при использовании атомной энергии — защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности;
  • доступность информации, связанной с использованием атомной энергии, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
  • участие граждан, коммерческих и некоммерческих организаций , иных юридических лиц в обсуждении государственной политики, проектов федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также в практической деятельности в области использования атомной энергии;
  • возмещение ущерба, причиненного радиационным воздействием; предоставление работникам объектов использования атомной энергии социально-экономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска; обеспечение социальной защиты граждан, проживающих и (или) осуществляющих трудовую деятельность в районах расположения этих объектов;
  • разграничение ответственности и функций органов государственного регулирования безопасности, органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и организаций, осуществляющих дея-
    тельность в области использования атомной энергии;
  • независимость органов государственного регулирования безопасности при принятии ими решений и осуществлении своих полномочий от органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и от организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;
  • соблюдение международных обязательств и гарантий Российской Федерации в области использования атомной энергии.

В ст.2 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» определены также основные задачи правового регулирования отношения, возникающих при осуществлении видов деятельности в области использования атомной энергии.

Данными задачами являются:

  1. Создание правовых основ системы государственного управления использованием атомной
    энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
  2. Установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных юридических лиц и граждан.

Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» определяет, что относится к объектам использования атомной энергии, виды деятельности в области использования атомной энергии, полномочия государственных органов в области использования атомной энергии, содержит требования к размещению и сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, закрепляет положения об ответственности за убытки и вред, причиненный радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан и другие положения.

Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами. Необходимо учитывать, что согласно п.2 ст.1 положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области обращения с отработавшим ядерным топливом.

В соответствии с п.1 ст.2 указанного закона отношения в области обращения с радиоактивными отходами регулируются данным Федеральным законом, Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Федеральным законом от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Водным ко-
дексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти и организации, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области обращения с радиоактивными отходами. В п.3 ст.2 данного закона закреплено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила обращения с радиоактивными отходами, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет классификацию радиоактивных отходов, полномочия государственных органов в области обращения с радиоактивными отходами, устанавливает основные принципы функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, устанавливает требования к захоронению радиоактивных отходов, требования к обращению с отдельными видами радиоактивных отходов и требования к отдельным видам деятельности по обращению с радиоактивными отходами, особенности ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации радиоактивных отходов и другие положения.

Хотелось бы обратить внимание на основные принципы функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, под которой согласно п.2 ст.10 данного закона понимается совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, объектов инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами, а также установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к обращению с радиоактивными отходами.

В соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основными принципами функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами являются:

  • приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, окружающей среды от негативного воздействия радиоактивных отходов;
  • запрет на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 31 данного Федерального закона;
  • ответственность организаций, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, за обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами вплоть до их передачи национальному оператору;
  • финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами, в том числе их захоронению, за счет средств организаций, в результате осуществления деятельности которых образуются такие радиоактивные отходы;
  • учет взаимозависимости стадии образования радиоактивных отходов и стадий обращения с ними;
  • доступность для граждан и общественных объединений информации, связанной с обеспечением безопасности и предотвращением аварий при обращении с радиоактивными отходами, а также иной информации об обращении с радиоактивными отходами, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

Особенности правового положения, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» установлены Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Помимо федеральных законов среди источников правового регулирования в области использования атомной энергии необходимо отметить также:

  1. Указы Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 07.09.1992 № 1055 «Об эксплуатирующей организации атомных станций Российской Федерации».
  2. Указ Президента Российской Федерации от 27.03.1992 № 312 «О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования и технологий».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 14.02.1996 № 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль».
  4. Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2003 № 36 «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль».
  5. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.1996 № 1012 «О гарантиях безопасного и устойчивого функционирования атомной энергетики Российской Федерации».
  6. Указ Президента Российской Федерации от 08.04.2008 № 460 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с созданием Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Рассматривая источники правового регулирования в сфере использования атомной энергии, необходимо учитывать также Постановления Правительства РФ :

  1. Постановление Правительства РФ от 22.07.1992 № 505 «Об утверждении Порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 677 «О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. № 166 «О совершенствовании управления предприятиями ядерно-топливного цикла».
  3. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов».
  4. Постановление Правительства РФ от 01.12.1997 № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии».
  5. Постановление Правительства РФ от 26.11.2008 № 888 «Об утверждении регламента Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
  6. Постановление Правительства РФ от 03.07.2006 № 412 «О федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии».

Среди подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере использования атомной энергии следует также указать Приказы Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, например:

  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.04.2014 № 160 « Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии»;
  • Приказ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.06.2013 № 248 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии»;
  • Приказ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.04.2012 № 255 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов».

Следует также обратить внимание, что Приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2013 № 385 утвержден и введен в действие Раздел II «Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Раздел II Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору содержит сведения о нормативных правовых актах и нормативных документах по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии.

Сведения о документах приведены по состоянию на 30 августа 2013 года.

Международные договоры являются важнейшим источником энергетического права. Российская Федерация является участником нескольких многосторонних международных соглашений, которые касаются различных аспектов в области использования атомной энергии.

Среди многосторонних соглашений следует отметить в том числе такие как:

  • Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года;
  • Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами;
  • Конвенция о физической защите ядерного материала;
  • Конвенция о ядерной безопасности от 17.06.1994;
  • Конвенция об оперативном оповещении о ядерных авариях 1986 года;
  • Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986.

Остановимся на основных положениях указанных международных соглашений.

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21.05.1963 заключена в целях установления минимальных норм для обеспечения финансовой защиты от ущерба, возникающего в результате определенных видов мирного использования ядерной энергии, а также в целях развития дружеских отношений между нациями, независимо от их различных конституционных и социальных систем.

В конвенции закреплен достаточно подробный понятийный аппарат, устанавливается, в каких случаях оператор ядерной установки несет ответственность за ядерный ущерб, закреплены положения об исключении из ответственности.  Следует также отметить, что Согласно Протокола от 12.09.1997 года в Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб были внесены поправки. Российская Федерация в Протоколе от 12.09.1997 года не участвует.

Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами вступила в силу для Российской Федерации 19.04.2006 года. Цели данной Конвенции следующие:

  • достичь и поддерживать высокий уровень безопасности обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами во всем мире путем укрепления национальных мер и международного сотрудничества, в том числе в соответствующих случаях — технического сотрудничества в области безопасности;
  • обеспечить, чтобы на всех стадиях обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами имелись эффективные средства защиты от потенциальной опасности, с тем чтобы защитить отдельных лиц, общество в целом и окружающую среду от вредного воздействия ионизирующих излучений в настоящее время и в будущем таким образом, чтобы нужды и чаяния нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для возможности будущих поколений реализовывать свои нужды и чаяния;
  • предотвращать аварии с радиологическими последствиями и смягчать их последствия в
    том случае, если они произойдут на любой стадии обращения с отработавшим топливом или с радиоактивными отходами.

Сфера применения данной Конвенции определена в ст.3 Конвенции, согласно п.1 которой Данная Конвенция применяется к безопасности обращения с отработавшим топливом, образующимся в результате эксплуатации гражданских ядерных реакторов.

Отработавшее топливо, находящееся на перерабатывающих установках в рамках деятельности по переработке, не входит в сферу действия данной Конвенции, за исключением тех случаев, когда Договаривающая сторона заявляет, что переработка является частью обращения с отработавшим топливом.

Согласно п.2 ст.3 данная Конвенция применяется также к безопасности обращения с радиоактивными отходами в тех случаях, когда радиоактивные отходы образуются в результате гражданской деятельности.

В соответствии с п.3, п.4 ст.3 настоящая Конвенция применяется к безопасности обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами, образующимися в результате осуществления военных или оборонных программ, в тех случаях, если и когда такие материалы окончательно передаются гражданским программам и обращение с ними происходит исключительно в рамках таких программ, а также применяется к сбросам, в порядке, установленном данной Конвенцией.

В Конвенции установлены общие требования в отношении безопасности обращения с отработавшим топливом, а также требования при проектировании и сооружении установки для обращения с отработавшим топливом, требования к эксплуатации данных установок, общие требования в отношении безопасности обращения с радиоактивными отходами, требования при проектировании и сооружении установки для обращения с радиоактивными отходами, требования к эксплуатации установки для обращения с радиоактивными отходами.

В ст.18 Конвенции установлено, что каждая Договаривающаяся сторона в рамках своего национального законодательства принимает свои законодательные, регулирующие и административные меры и другие шаги, необходимые для осуществления своих обязательств, вытекающих из настоящей Конвенции.

Сфера применения Конвенции о физической защите ядерного материала определена в ст.2 данной Конвенции. Согласно общему правилу, установленному в п.1 данной статьи настоящая Конвенция применяется к ядерному материалу, используемому в мирных целях и находящемуся в процессе международной перевозки.

В соответствии с п.2 ст.3 данной Конвенции настоящая Конвенция применяется также к ядерному материалу, используемому в мирных целях при использовании, хранении и перевозке внутри государства, за исключением ст.3,ст.4 и п.3 ст.5 Конвенции.

В п.3 ст.3 Конвенции о физической защите ядерного материала закреплено, что помимо обязательств, специально принимаемых на себя государствами-участниками в статьях, охватываемых пунктом 2, в отношении ядерного материала, используемого в мирных целях при использовании, хранении и перевозке внутри государства, ничто в настоящей Конвенции не истолковывается как затрагивающее суверенные права государства в отношении использования, хранения и перевозки такого ядерного материала внутри государства.

В ст.3,ст.4 Конвенции указывается на необходимость обеспечения во время перевозки защиты ядерного материала на уровнях, описанных в Приложении I к данной Конвенции. В Приложении I определены уровни физической защиты, применяемой при международной перевозке ядерного материала, классифицированного в Приложении II к данной Конвенции. В Приложении II содержится таблица с указанием на ядерный материал , его форму и категорию.

Согласно Приложению II ядерные материалы классифицированы на три категории.

В зависимости от категории ядерного материала определен уровень физической защиты. Согласно п.2 Приложения I уровни физической защиты ядерного материала во время международной перевозки включают:

  • для материалов категории II и III — перевозка осуществляется с соблюдением специальных мер предосторожности, включая предварительную договоренность между отправителем, получателем и перевозчиком и предварительное соглашение между физическими или юридическими лицами, находящимися под юрисдикцией и руководствующимися правовыми актами экспортирующих и импортирующих государств, которое определяет время, место и процедуры для передачи ответственности при перевозке;
  • для материалов категории I — перевозка осуществляется с соблюдением специальных мер предосторожности, как это определено выше для перевозки материалов категории II и III, и, кроме того, под постоянным наблюдением охраны и в условиях, которые обеспечивают тесную связь с соответствующими силами ответных действий.

Помимо указанных многосторонних соглашений в сфере использования атомной энергии заключено значительное количество двусторонних международных договоров, в том числе:

  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 27.03.2002;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в сооружении Центра ядерной науки и технологий на территории Социалистической Республики Вьетнам от 21.11.2011;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 25.09.2000;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в развитии атомной энергетики Боливарианской Республики Венесуэла, строительстве и эксплуатации на территории Боливарианской Республики Венесуэла исследовательского реактора для производства радиоизотопов, используемых в мирных целях в промышленности и медицине, и атомной электростанции от 15.10.2010.

Полномочия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности предусмотрены в ст. 8 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Значение нормативных правовых актов Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в регулировании общественных отношений в сфере использования атомной энергии огромно, учитывая, какими особыми полномочиями наделена данная корпорация. Перечень нормативных правовых актов, принимаемых Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», не является исчерпывающим.

В соответствии с п.1 ст.8 Корпорация принимает нормативные правовые акты:

1.Регламентирующие порядок:

  • государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
  • учета и контроля ядерных материалов, являющихся собственностью иностранных государств, иностранных юридических лиц и временно находящихся на территории Российской Федерации;
  • выдачи сертификатов-разрешений на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта радиоактивного вещества особого вида, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации, а также на ведение реестра указанных материалов и др.;

2.Устанавливающие формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядок и сроки представления отчета, формы государственного регистра ядерных материалов;

3.Утверждающие:

  • положения о взаимодействии с организациями, участвующими в работах по ликвидации последствий аварий при транспортировании (перевозке) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них;
  • положения о профессиональной аварийно-спасательной службе Корпорации;
  • административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций и иные нормативные правовые акты.

Приведем несколько примеров нормативных правовых актов Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», которые зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и опубликованы:

  1. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 06.12.2013 № 1/19-НПА «Об утверждении форм отчета в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядка и сроков представления отчетов».
  2. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 07.07.2014 № 1/24-НПА «Об утверждении сроков промежуточного хранения радиоактивных отходов и объемов таких отходов для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты».
  3. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 27.11.2013 № 1/15-НПА «О перечне видов продукции ядерно-топливного цикла, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен».

Правовой анализ вышеуказанных источников правового регулирования в области использования атомной энергии показывает, что существенная роль отводится многосторонним международным соглашениям, федеральным законам, подзаконным нормативным правовым актам.

Особое место среди источников правового регулирования в сфере использования атомной энергии
занимают нормативные правовое акты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», принимаемые данной корпорацией в соответствии с полномочиями, делегированными законодателем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)