Криминалистическая фотография

Криминалистическая фотография — один из разделов кри­миналистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на ее основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминали­стических объектов.

Фотографические средства включают съемочную и проекционную аппаратуру, принадлежности и реактивы для обработки пленки и бума­ги с целью получения фотоизображений.

Под методами криминалисти­ческой фотографии понимают совокупность правил и рекомендаций по использованию ее средств, главным образом съемочной аппаратуры, для получения доброкачественного изображения запечатлеваемого или исследуемого объекта.

Необходимо отметить, что в последнее время все более широкое распространение получают цифровые аппараты, реализующие покадровую запись изображений на магнитный носитель. Сконструированы они на базе популярных узкопленочных зеркальных камер, поэтому предоставляют пользователю широкий круг возможностей электронного интеллекта вкупе с оптическим совершенством сменных объективов. Они обеспечивают получение высококачественных снимков и цветопередачу с различением до нескольких десятков миллионов оттенков. Изображения фиксируются на дискете, жестком диске или CD-ROM. Кадры могут быть многократно экспонированы, стерты и записаны вновь без ущерба для качества изображения. Отснятое можно просмотреть, оценить, стереть неудачные кадры и на их место записать другие.

Цифровые снимки очень легко загружаются в персональный компьютер, который распечатывает их посредством черно-белого или цветного принтера. Средства удаленного доступа, такие, как Интернет, позволяют передавать изображения, что весьма полезно при подключении к расследованию, например, Интерпола.

Посредством компьютерных программ можно редактировать сним-ки, изменяя тона, убирая ненужные детали или, наоборот, вставляя фрагменты из других кадров. В этой связи отметим, что появление таких аппаратов ставит перед криминалистами новые сложные задачи по оценке достоверности цифровых фотоснимков, служащих источниками наглядной доказательственной информации, в особенности если они получены вне сферы уголовного процесса, поскольку монтаж здесь производится на электронном уровне.

Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистически значимых объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями. Оптимальной признается такая фотофиксация, когда запечатлевается вся цветовая гамма объекта.

Система криминалистической фотографии состоит из двух частей: оперативной и исследовательской, различающихся по сферам применения. Средства и методы первой используются в криминалистической практике для запечатления обстановки следственного действия, а также добытых судебных доказательств, организации криминалистической регистрации, розыска преступников, похищенных вещей и др.

Исследовательская фотография открывает широкие возможности для фиксации и анализа представленных в распоряжение эксперта криминалистически значимых объектов. Экспертиза посредством фотографических средств и методов позволяет выявить слабовидимые и невидимые признаки исследуемых объектов, их цветовые и яркостные различия, механизм следообразования. Фотографические методы используются также при производстве фототехнической экспертизы для анализа фотоснимков и фотоаппаратуры, фотоматериалов и химических реактивов.

Фотоизображения исследуемых объектов приобщаются к заключениям экспертов, иллюстрируя и обосновывая сделанные выводы. Фотоснимки, которые запечатлели фактические данные, важные для раскрытия и расследования преступлений, по своей правовой природе относятся к иным документам и могут использоваться в уголовном судопроизводстве в качестве источников судебных доказательств (ст. 84 УПК РФ). Те из них, которые получены вне сферы уголовного процесса, например отразившие подготовку или совершение преступного акта, считаются вещественными доказательствами и приобщаются к материалам дела специальным постановлением (ст. 81 УПК РФ). Снимки, полученные в ходе следственных действий и судебных экспертиз, имеют статус приложений к соответствующим процессуальным документам (ст. 166 УПК РФ).

Криминалистическая оперативная фотография — это система научных положений, средств и методов фотосъемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Под ее методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотоизображений запечатлеваемых объектов.

Производя фотосъемку, нужно следить за тем, чтобы на объектах не было глубоких теней, закрывающих часть изображения. Тени можно ликвидировать дополнительной подсветкой или изменением точки съемки. Исправлять фотоизображения посредством ретуши, редактирования и других подобных приемов недопустимо.

Для фотографирования объектов, имеющих большие габариты либо протяженность, применяется панорамирование. Оно оптимально и когда предметы не входят в кадр, а возможности отойти от них на нужное расстояние нет. Панорамирование осуществляется путем съемки объекта по частям с последующим монтажом отпечатков в фотопанораму. Различаются линейная, круговая и ярусная панорамы.

Съемка линейной панорамы производится с нескольких точек, одинаково удаленных от объекта, имеющего небольшую глубину вдоль оптической оси объектива. Это, например, длинное здание, железно-дорожный состав, участок автомагистрали. При съемке круговой панорамы фотографировать нужно с одной точки, а камеру после фиксации каждого кадра поворачивать вокруг вертикальной оси на определенный угол.

Аппарат рекомендуется установить на штатив, а для равномерного поворота использовать специальную градуированную головку. Она применяется при съемке объектов, расположенных по некоторому радиусу.

В отличие от кругового, ярусное панорамирование осуществляется поворотом фотокамеры вокруг горизонтальной оси. Оно применимо для случаев, когда требуется фиксация высоких объектов. При этом масштаб отображения нижних и верхних частей объекта будет неодинаковым, поскольку увеличится расстояние до точки съемки. В результате высотное здание, например, приобретет на фотопанораме форму усеченной пирамиды. Чтобы этого избежать, ярусное панорамирование лучше осуществлять, перемещаясь вдоль фронтальной плоскости объекта, что, правда, не всегда выполнимо.

Для панорамной съемки используются фотокамеры общего назначения типа «Зенит». Запечатлевая ими панораму, в каждый после-дующий кадр, во избежание пропусков при монтаже, следует включать 10-15% площади снимаемого объекта, фигурирующей в предыдущем кадре. Наводку на резкость нужно производить с обязательным использованием шкалы глубин резкости без повторной фокусировки объектива. В противном случае получатся изображения неодинакового масштаба, что весьма затруднит монтаж фотопанорамы.

При круговом панорамировании для каждого направления съемки выдержку определяют отдельно, но с таким расчетом, чтобы все негативы были одинаковой плотности. Полученные кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе, следя за тем, чтобы совмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полностью совпадали и имели одинаковую плотность. Монтаж панорамы заключается в накладывании и склеивании совмещаемых участков фотоизображений.

Метрическая съемка позволяет по фотоснимкам определять пространственные характеристики запечатленных объектов (форма, размеры, положение). Необходимость в установлении по снимкам размеров объектов и расстояний между ними возникает при расследовании различных преступлений, в частности ДТП. Метрическая съемка основывается на расчетах по одиночному фотоснимку, сделанному аппаратом общего назначения, с введением в кадр предметов известного размера, служащих масштабом. В следственной практике наиболее распространены два вида метрической съемки: с линейным и глубинным масштабами.

Фотографирование с линейным масштабом осуществляется аппаратом, чья оптическая ось направлена перпендикулярно к плоскости объекта съемки, в которой располагают и масштаб. При этом фотоаппарат размещают так, чтобы его задняя стенка была параллельна плоскости снимаемого объекта, а оптическая ось объектива проходила через его центр. Расстояние до объекта должно быть по возможности минимальным. Это позволит полнее использовать площадь фотокадра и получить изображение нужного масштаба. При запечатлении крупных объектов масштабную линейку помещают на сам объект, но так, чтобы она не закрывала его важных признаков. Съемку мелких предметов производят с масштабом, лежащим рядом.

Съемка с глубинным масштабом проводится фотоаппаратом, установленным оптической осью объектива в направлении, параллель-ном предметной плоскости, на которой находятся фиксируемые объекты и масштаб. В качестве глубинных масштабов используются ленты или квадраты. В качестве ленточного масштаба подойдет лента длиной 10-15 м, шириной 10-15 см с хорошо заметными делениями, равными главному фокусному расстоянию объектива. Первое деление ленты должно начинаться точно под объективом. Печатать снимки нужно со всего кадра с увеличением в целое число раз.

В качестве квадратного масштаба применяют лист картона, стороны которого одинаковы и кратны фокусному расстоянию объектива. При съемке его укладывают так, чтобы ближайшая к аппарату сторона совпала с краем кадра. Определение размеров и расстояний по снимкам, выполненным с ленточным или квадратным масштабом, лучше поручить эксперту.

Использование сменной оптики. Сменная оптика (длиннофокусные и широкоугольные объективы) применяется в тех случаях, когда невозможно приблизиться к удаленному объекту или нельзя отойти от близко расположенного объекта, но необходимо получить изображение нужного масштаба. При выборе объектива для конкретных условий съемки следует учитывать его фокусное расстояние и дистанцию до запечатлеваемого объекта. При этом с небольшой погрешностью можно считать, что объект на негативе будет уменьшен во столько раз, сколько фокусных расстояний объектива уложится в расстояние между ними.

Фотосъемка при осмотре места происшествия. Для фиксации хо-да и результатов осмотра места происшествия осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная съемки.

Ориентирующая съемка предназначена для запечатления места происшествия вместе с прилегающей территорией. Ориентирующие снимки должны отвечать на вопрос «где?», поэтому в границы кадра включают само место происшествия и окружающую его территорию. При этом целесообразно показать его расположение относительно дорог, мостов, улиц, перекрестков и т.п., а для привязки к местности включить в кадр находящиеся вблизи неподвижные ориентиры. Здесь нередко используют широкоугольные объективы или прибегают к панорамированию.

Обзорная съемка дает нужный результат, когда требуется передать общий вид самого места происшествия, поэтому кадр определяется его границами и должен отвечать на вопрос «что произошло?». Точку съемки здесь выбирают так, чтобы просматривались важнейшие элементы обстановки места происшествия и их взаимное расположение. Если одного снимка недостаточно, прибегают к встречной или крестообразной съемке. В первом случае фотографировать нужно с двух, во втором — с четырех противоположных сторон.

Узловая съемка необходима при фиксации наиболее важных в криминалистическом отношении объектов обстановки места происшествия: трупов, взломанных преград, дорожки следов ног и т.д. Эти снимки должны дать ответ на вопрос «как?».

Детальная съемка осуществляется для запечатления отдельных следов и иных важных особенностей места происшествия. Чтобы фиксируемые предметы отобразились более полно, съемку нужно проводить в максимально возможном масштабе с использованием при необходимости удлинительных колец, насадочных линз или специальной фотоприставки. Обычно снимают с верхней точки по правилам метрической съемки. Серия детальных снимков должна дать ответ на вопрос «каковы последствия?», а все фотографии места происшествия — создать наглядное представление об обстановке и обстоятельствах преступного события, зафиксировать их наиболее подробно, восполняя тем самым возможные погрешности, а также отсутствие наглядности протокольного описания.

Фотосъемка трупа включает ориентирующие, обзорные, узловые и детальные снимки. Вначале труп фотографируют на фоне окружающих предметов, затем производят его обзорную и узловую съемку. При этом важно точно передать позу и состояние трупа, для чего его нужно заснять сверху и с боков. Со стороны головы и ног съемка не рекомендуется, поскольку пропорции тела при таком ракурсе сильно искажаются. Повреждения и особые приметы (раны, кровоподтеки, родимые пятна, татуировки) фотографируют по правилам измерительной съемки на цветные материалы.

Фотографирование предметов— вещественных доказательств проводят в условиях, обеспечивающих их наиболее подробное отображение. Для этого предметы вначале подвергают узловой съемке на месте обнаружения, а затем — детальной. В последнем случае предмет устанавливают так, как он обычно наблюдается, и фотографируют те его стороны, на которых имеются характерные признаки.

Фотосъемка следов начинается с их фиксации на фоне окружающей обстановки или вместе с предметами-носителями. Затем выбираются самые четкие следы, которые снимают каждый в отдельности по правилам детальной масштабной фотосъемки. Освещение здесь подбирают с учетом степени выраженности в следах рельефа, цвета и иных характерных особенностей, чтобы они были переданы наиболее полно.

Опознавательная фотосъемка требуется для регистрации, розыска и опознания преступников, а также неизвестных граждан по их трупам для установления личности. Правила этой съемки обеспечивают точную фиксацию внешних признаков человека, используемых для его отождествления посредством опознания или фотопортретной экспертизы.

С живых лиц делают три погрудных снимка: правый профиль, анфас (спереди) и вполоборота головы вправо, а также спереди в полный рост. Если имеются особые приметы, то их запечатлевают на отдельных кадрах, а при наличии особенностей на левой половине лица снимают и левый профиль. При фотосъемке анфас голове сидящего придают такое положение, при котором горизонтальная линия, мысленно проведенная по наружным углам глаз, проходит через верхнюю треть ушных раковин. На погрудных снимках задержанный запечатлевается без головного убора и очков, а волосы не должны закрывать лоб и уши. На снимке в полный рост его фотографируют в той одежде, в которой он был задержан. Погрудные портреты традиционно выполняют в 1/7 натуральной величины, на светло-сером фоне, подбирая такое освещение, при кото-ром наиболее полно передаются контуры и особенности лица.

Опознавательная съемка трупов производится с соблюдением приведенных рекомендаций, однако погрудные снимки делают анфас, в правый и левый профиль и полупрофиль. Снимают труп и во весь рост, а для фиксации особых примет — обнаженным. В необходимых случаях трупу перед съемкой придается прижизненный вид: его умывают, причесывают, открывают глаза, припудривают кровоподтеки.

Криминалистическая исследовательская фотография представляет собой систему научных положений, средств и методов фотосъемки, используемых для фиксации и исследования объектов при производстве судебных экспертиз. Она призвана дать в распоряжение экспертов фотографические средства и методы анализа криминалистических объектов, а также обеспечить наглядную фиксацию их общего вида и состояния, иллюстрацию результатов экспертизы.

Фотографические методы чаще всего применяются при экспертизе документов, когда какие-либо фрагменты текстов дописаны, замазаны, залиты, удалены механическим или химическим способом либо записи исчезли (угасли) от длительного хранения в неблагоприятных условиях.

Для исследования криминалистических объектов используется фотографическое изменение контрастов, позволяющее получить фото-графии с необычным соотношением яркостей при черно-белой съемке или цветопередачи — при цветной. В экспертной практике контрасты обычно усиливают, чтобы выявить нужные детали изображения. Это может быть достигнуто как в процессе съемки, так и путем специальной обработки негатива. В сложных случаях для достижения нужного эффекта эти подходы используются в комплексе.

В отличие от черно-белого, цветовой контраст обусловлен различием в спектральном составе отражаемого объектом света, т.е. соотношением разных хроматических тонов, например синего и оранжевого. Усилить такой контраст при съемке помогает продуманный выбор освещения, светофильтров и фотоматериалов, а также химикатов для их обработки. Для ослабления фона и выделения деталей требуется свето-фильтр того же цвета, который нужно погасить. Максимальный эффект усиления достигается подбором светофильтров противоположного цвета. Так, фиолетовому противоположен желтый, синему — оранжевый. Выбрать подходящий светофильтр можно и визуально, разглядывая через него фотографируемый объект.

Фотосъемка в невидимых лучах спектра основана на их уже отмечавшейся способности проникать через некоторые объекты, непрозрачные для обычного света, а также иначе, чем видимые лучи, отражаться и поглощаться многими материалами. Эксперты в своей работе часто используют съемку в ИК и УФ отраженных лучах и фиксацию картины люминесценции объектов в этих лучах. Подобную фотосъемку, а также рентгенографию проводят для выявления признаков, не воспринимаемых визуально и не воспроизводимых фотографическими средствами в видимом свете, например для прочтения вытравленных и залитых текстов.

Микрофотосъемка предназначена для исследования изображений очень мелких криминалистических объектов при большом увеличении. Фотосъемку с увеличением в 4-5 раз легко осуществить обычной мало-форматной зеркальной фотокамерой, применив удлинительные кольца или микроприставку. В экспертной практике для увеличения в десятки и сотни раз применяют специальные микрофотоустановки. Микрофотосъемку можно провести и обычным зеркальным фотоаппаратом, соединенным с микроскопом.

Фототехническая экспертиза исследует фотоснимки, диапозитивы (слайды), негативы, кинофильмы, видеозаписи, а также материалы и средства их получения. С ее помощью решаются идентификационные и диагностические задачи. К первым относятся: отождествление фотоаппаратов, увеличителей и других принадлежностей для изготовления фотоизображений, установление класса, рода, вида, сорта фотоматериалов и химикатов. Диагностические задачи — это выявление истинных размеров объектов, запечатленных фотографически, определение точки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)