Общая характеристика условий зарождения и развития философско-правовых идей Древнего Востока

Локальные цивилизации земледельческого типа, сложившиеся на Востоке, являются самыми древними на Земле. Понятие «Древ­ний Восток» охватывает грандиозный временной промежуток об­щечеловеческой истории от середины IV тысячелетия до н. э. (об­разование государственности в Египте и Месопотамии) до III сто­летия до н.э. (падение Ханьской династии в Китае). Принято также считать, что конец древней истории в Индии совпадает с арабским вторжением на полуостров Индостан в 710 году.

Древний Восток представляет собой сложный и многоплано­вый тип цивилизации, в котором, тем не менее, в контексте фи­лософско-правовой проблематики можно выделить следующие характерные общие признаки, определяющие специфику его ду­ховной культуры:

  • экономическим основанием является мелиоративное зем­леделие, при этом земля и вода находятся в собственности госу­дарства;
  • государственная власть строится на принципах централи­зации с развитой бюрократией;
  • абсолютную власть государства представляет правитель (царь, император);
  • население находится в полной зависимости от государства;
  • большинство населения проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах;
  • человек ни объективно, ни субъективно не выделяет себя из природы и общества.

Из четырех основных очагов древневосточных цивилизаций (Египет, Междуречье, Индия и Китай) для истории развития философско-правовой мысли особый интерес представляют два последних.

Становление и развитие философско-правовых идей у всех древ­них народов восходит к мифологическим истокам и базируется на мифологических представлениях о месте человека в мире. Пере­ход от общинного первобытного строя к раннеклассовому общест­ву и политической форме организации общественной жизни со­провождался все более углубляющимися процессами социального разделения населения, усилением социально-политических и эко­номических противоречий, обострением противоречий между раз­личными слоями общества — родовой знатью и обнищавшими об­щинниками, богатыми и бедными, свободными и рабами.

Древние источники свидетельствуют, что имеющиеся попыт­ки философского подхода к правовой проблематике в Древней Индии и Древнем Китае (а также в Египте, Вавилоне, Греции, Персии и других странах) имели общий религиозно-мифологи­ческий характер. В священных книгах древних индусов все со­бытия изображаются как проявление мирового порядка, соблю­дение которого считалось правильным и свидетельствовало об исполнении обязанностей каждым человеком.

Для древнеиндийского мифологического мировоззрения характерно совмещение мифологических божеств с вполне рацио­нально понимаемым Единым. В Древнем Китае же мифологиче­ское сознание серьезно потеснила строгая ритуалистика («китай­ские церемонии»). Однако наличие развитой, пронизанной фило­софским духом мифологии все же недостаточно для генезиса как философии вообще, так и философско-правовых концепций в ча­стности. Философия становится философией, лишь выработав свой, отличный как от мифа, так и от науки способ осмысления действительности.

Анализ фундаментальных трудов большинства исследователей древних цивилизаций дает основания считать, что философско-правовая мысль в Древнем Востоке начинается как комментарий: в Китае — к «И-Цзин» (Канон перемен); в Ин­дии — к Ведам (Упанишады). Неопределенные, расплывчатые древние тексты и гимны содержали возможность поливариантно­сти и многозначности толкования.

Именно комментарий выступал в Индии и Китае первичным философским способом осмысления 55 действительности (в том числе и социальной) и стимулировал формирование оригинального философского языка. Кроме того, в Древнем мире с разложением и распадом об­ щинно-племенных отношений, обострением противоречий между племенами, родами, возникновением межплеменных войн и т. п., появлением собственности на орудия и средства производства, продукты труда, появлением частного интереса возникает стрем­ление отдельных лиц наживаться за счет других, расширять свое богатство.

В общинах возникает имущественное неравенство — появляются богатые и бедные, угнетению подвергаются не толь­ко рабы, но и менее состоятельные соплеменники. Уже в III —II тысячелетиях до н. э. население Древнего мира делилось на иму­щих и бедных, эксплуатируемых рабов и владельцев рабов, знать и т. п.

Земледельцы, скотоводы и другие слои населения оказывают сопротивление имущественному угнетению, захвату земель знатью; рабы стремятся вернуть себе свободу и не хотят трудиться на рабовладельцев. Накопление вождями племен бо­гатства дает им возможность брать себе на службу стражников и отряды воинов, с возрастанием армии которых усиливается и власть вождя, который, в свою очередь, становится полновласт­ным повелителем племени и сам решает все дела. Вожди со вре­менем становятся царями.

Именно в государствах Востока, где складывались крупные теократические монархии, формируются и первые философско- правовые взгляды. Особенность развития стран Востока, когда государство становилось собственником земли, рабов и т. п., на­кладывает свой отпечаток и на становление политических уче­ний о государстве, которые ставили своей целью обосновать дес­потизм и всевластие монарха.

Однако хотя монархи и станови­лись собственниками всех земель, все же значительная часть этих земель находилась постоянно во владении земледельческих общин и обрабатывалась вольными земледельцами. Выдвижение из земледельцев более зажиточных, знатных вело к расслоению среди вольных земледельцев, что объясняется распространением рабства и устанавливаемых царями порядков.

На Востоке, в от­личие от существовавшего позже в странах Средиземноморья рабства, существовало коллективное владение рабами, храмами, государством, а царь считался наместником Бога на земле и осу­ществлял его власть. Вот почему типичной чертой учений о пра­ве и государстве выступает принцип пассивного повиновения, обусловливаемый не только социальными условиями, но и мас­штабами естественных явлений (ежегодные речные разливы и наводнения, тропические грозы и т .п .): люди, бессильные перед природой, искали защиты у знатных людей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)