Понятие информации, виды информации

В настоящее время не существует единого научного определения информации. Различные отрасли знания выделяют в данном понятии специфический набор признаков. Рассмотрим некоторые из существующих определений.

Информация — форма существования знания, отчуждённого от автора и ставшего общественным достоянием (Г. В. Паршукова).

Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости, неполноты знаний (Н. В. Макарова).

Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами (Толковый словарь Ефремовой).

Информация — сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи (Бизнес-словарь).

Информация — общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми,  человеком  и  автоматом,  автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (Большой энциклопедический словарь).

Информация — количественная мера устранения неопределённости (энтропии), мера организации системы (Словарь иностранных слов).

Информация — данные, обработанные таким образом, что они могут быть использованы при принятии решений (Словарь библиотекаря по менеджменту и маркетингу).

Помимо большого числа определений существует также множество различных классификаций видов информации:

По значению информация бывает:

  • актуальной (ценная в данный момент времени);
  • достоверной (не содержит искажений);
  • объективной (не зависит от чьего-либо мнения либо носит общепризнанный характер);
  • понятной (передана на языке, который известен получателям информации);
  • полной (достаточная для принятия правильного решения);
  • полезной (отвечает нуждам конкретных получателей информации).

Примеры информации: актуальная  (прогноз погоды на сегодня); неактуальная (новости во вчерашней газете); достоверная (сведения об извержении вулкана, подготовленные авторитетным специалистом); недостоверная (сообщение по телефону, искажённое помехами на линии); объективная (температура воздуха 20 градусов Цельсия); субъективная (на улице тепло); понятная (нотная тетрадь для ученика музыкальной школы); непонятная (учебник на китайском языке для ученика, не владеющего этим языком); полная (ожидается удорожание тарифов на железнодорожные перевозки на 1 000–1 500 р. со следующего месяца); неполная (ожидается удорожание тарифов на железнодорожные перевозки); полезная (дата сдачи зачёта по информационной культуре для студента 1-го курса); бесполезная (дата сдачи зачёта по информационной культуре для студента 4-го курса).

По способу восприятия информация подразделяется:

  • на визуальную (воспринимается органами зрения);
  • аудиальную (воспринимается органами слуха);
  • тактильную (воспринимается тактильными рецепторами);
  • обонятельную (воспринимается обонятельными рецепторами);
  • вкусовую (воспринимается вкусовыми рецепторами).

При этом около 90 % всей информации воспринимается зрительно, 8–9 % — аудиально, и совсем небольшая часть приходится на долю тактильной, вкусовой и обонятельной информации.

По форме представления информация может быть:

  • текстовой (передаётся в виде символов);
  • числовой (передаётся в виде цифр и математических символов);
  • графической (передаётся в виде изображений);
  • звуковой (передаётся аудиальным путём);
  • видеоинформация (передаваемая в виде видеозаписи).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)