Правовое регулирование налогообложения в РФ
Система финансового контроля в Российской Федерации включает государственный, общественный и аудиторский финансовый контроль. Однако, в отличие от государственного и общественного финансового контроля, аудит — это независимый контроль.
Налоговый контроль — это неотъемлемая часть системы управления в стране, целью которого является вскрытие отклонений от правовых норм в области налогообложения, а также их предупреждение и пресечение.
Задачи и функции налогового контроля вытекают из его роли в управлении экономикой и определяются нормативной правовой базой.
Основными задачами аудита налогообложения являются:
- анализ установленных норм по налогообложению;
- выявление противоречий функционирования экономики;
- обеспечение своевременного и надежного регулирования выявленных противоречий;
- обеспечение достоверной информацией по налогообложению на всех уровнях управления экономикой.
Основными направлениями аудита налогообложения являются:
- проверка соответствия применяемых норм по налогообложению требованиям экономики;
- проверка соблюдения требований налогового законодательства;
- проверка правильности формирования налоговой базы;
- проверка полноты и своевременности уплаты налогов;
Система правового регулирования налогообложения в Российской Федерации — это совокупность нормативных правовых актов и норм, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления, а также изданными на их основе нормативными документами.
- проверка правильности отражения налоговых обязательств в бухгалтерской и налоговой отчетности;
- проверка полноты и своевременности устранения выявленных нарушений в результате налогового контроля.
Наиболее целесообразной представляется четырехуровневая система нормативного регулирования налогообложения. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности:
Первый уровень (высший), включает Конституцию РФ, НК, федеральные законы о налогах и сборах.
Наиболее общие принципы закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 15, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 72 в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: В соответствии со ст. 1 НК законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.
Второй уровень включает законы субъектов РФ, указы, постановления и решения глав субъектов РФ, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам, а также нормативные документы, принятые на их основе.
В соответствии со ст. 1 НК:
- законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК;
- нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.
Третий уровень включает нормативные документы (в том числе документы, прошедшие экспертизу в Минюсте России), издаваемые государственными органами федерального, регионального и местного уровня, а также официальные разъяснения, указания, методические материалы и т. д.
В соответствии со ст. 4 НК федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
В соответствии со ст. 16 НК, информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Минфин России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов РФ и территориальные налоговые органы.
В первую очередь к такого рода документам относятся приказы руководителя (включая приказы об учетных политиках: сбытовой; ценовой; финансовой, в том числе бухгалтерской и налоговой; инвестиционной; кадровой и т.д.).
- Основные ошибки и нарушения в области налогообложения
- Аудиторские процедуры и методы, применяемые в ходе проверки
- Методика проверки основных элементов налогообложения
- Источники информации для аудиторской проверки
- Основные законодательные документы, регулирующие проверку аудируемого субъекта
- Особенности проверки отчетности субъектов малого предпринимательства
- Проверка отчетности при реорганизации и ликвидации экономических субъектов
- Проверка налоговой отчетности на соответствие НК
- Проверка отчетности на соответствие Закону о бухгалтерском учете
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу