Проблема развития «гражданской журналистики»

Средствами массовой информации ведется поиск гармоничного сочетания элементов нового и устоявшегося. Он не лишен противоречий. Традиционные массмедиа (газеты, телевидение, радио), значительной части которых публика доверяет, чаще всего связывают поиск новизны в содержании и форме материалов преимущественно с удовлетворением потребностей массовой аудитории, производством мифов и иллюзий, подменяющих реальность.

На их позицию в значительной мере влияет такой фактор, как коммерциализация распространения сообщений. Ее следствием являются вытеснение журналистских материалов продуктами, относящимися к другим сферам массовой информационной деятельности (связи с общественностью, реклама), превращение телевидения в ветвь шоу-бизнеса. Другая сторона коммерциализации – поощрение крупными корпорациями конвергенции в сфере деятельности традиционных массмедиа, она ведет не только к обогащению новыми технологиями, но и унификации содержания материалов, обеднению их тематики.

Потребность общества в разнообразных сообщениях и мнениях об актуальных социально-политических событиях и процессах обусловила появление в интернете произведений, нацеленных не на обеспечение масс информацией в интересах коммерческой выгоды или пропагандистскими материалами ради управления их поведением, а на совместное участие людей в решении общественно значимых проблем.

Один из основополагающих принципов организаторов распространения сообщений в глобальной информационной сети – партнерство со всеми, кто заинтересован в улучшении жизни населения – общественными, коммерческими организациями, административными учреждениями, а также читателями, создание условий для выражения плюрализма мнений в форумах и гостевых книгах.

Проанализировав возможности участия интернет-пользовате-лей в поиске значимой информации, решении социально важных проблем, американский исследователь Дэн Гилмор ввел в обиход термин «гражданская журналистика».

Данное понятие интерпретируется и как вид увлечений, которому посвящают свободное время представители разных профессий, и как независимая публицистическая деятельность, и как особая форма массмедиа, созданная аудиторией. «Гражданскую журналистику» можно оценивать и как активное участие аудитории в процессе сбора, анализа данных и распространения сообщений.

Интересно
По мнению группы американских исследователей, целью такого участия в публицистической деятельности является предоставление независимой, надежной, точной и актуальной информации в соответствии с требованиями, предъявляемыми демократическим обществом.

К «гражданской журналистике» относят видеоресурсы, блоги, мультимедиа, фотоматериалы. Их создатели, применяющие эффективные технологии, вносят свежую струю в информационную деятельность, не только являют гражданам оригинальные формы подачи сообщений (видеосюжеты, инфографика), но и стремятся отразить богатство разнообразных явлений и процессов, обеспечивают беспрецедентную открытость общественной жизни.

В качестве примечательного явления социальной жизни «гражданская журналистика» стала рассматриваться в середине 2000-х годов, когда было выявлено влияние так называемой блогосферы на мировое сообщество. Блог (англ. blog, от web log – интернет-журнал, онлайн-дневник) представляет веб-сайт, на котором регулярно размещаются записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Их авторы взаимодействуют друг с другом в мировом информационном пространстве.

Интересно
«Гражданская журналистика» предоставляет возможность вовлечения аудитории в процесс распространения и публичного осмысления сообщений. Формы взаимодействия представителей «гражданской журналистики» с аудиторией разнообразны. С одной стороны, блогеры создают сообщества, как правило, группируются по признаку пользования тем или иным сайтом, предоставляющим соответствующий инструментарий.

С другой стороны, известны «блоги-одиночки», т. е. журналы, не связанные с сервисом. Они обособленно существуют на сайтах, принадлежащих индивидам, например, известным журналистам. Та сторона взаимодействия с аудиторией, которая в традиционной журналистике именуется обратной связью, в «гражданской» трансформируется в полноценное соучастие людей в общем деле.

И если в интернет-медиа, следующих традиционному принципу, обратная связь дорастает до двухсторонней интерактивности, то в «гражданской журналистике» во многих случаях не предусмотрено четкое разделение на источник информации и получателя ее. Принимая сообщение, пользователь редактирует, комментирует его или оставляет без изменения, передает его другому партнеру.

В связи с этим в англоязычных исследованиях стал употребляться термин «open news» («открытые новости»), так как новость в «гражданской журналистике» доступна для реактуализации и обсуждения каждым коммуникатором. События, запечатленные с помощью видеокамеры, фотоаппарата или мобильного телефона, имеющего функцию видеосъёмки, отклики на те или иные явления социально-политической жизни отражаются «гражданскими журналистами» в интернет-журналах («блогах», «дневниках»), благодаря этому облегчается осмысление людьми того, что же в самом деле происходит.

Все это и дает основание аналитикам причислить блогеров к представителям «гражданской журналистики». Тенденцией последнего времени стало увеличение количества мультимедийных материалов, размещаемых в блогах. Если прежде преобладали текстовые записи, то по мере распространения цифровой фототехники публикуется все больше разнообразных иллюстраций (для этого создаются службы фотохостинга); кроме того, благодаря некоторым сервисам можно производить звуковые записи (например, по телефону), а разработчики предлагают платформы для ведения видеоблогов.

Объединяя аудиоданные радио, видеосюжеты, анимацию телевидения, фотографии, а также тексты, авторы используют глобальную сеть как многофункциональное средство передачи сообщений, опережают телевидение и печать в скорости распространения и обновления их.

Интернет-пользователь, разрабатывая персональный раздел, самостоятельно корректирует тематику, содержание и стиль собственных материалов, собирает факты для последующих публикаций, предпринимает попытку придать привлекательный вид личной интернет-странице, т. е. выполняет функции, которые в редакции массмедиа разделены между различными сотрудниками – журналистами, дизайнерами, ответственными секретарями. По данным опроса, проведенного компанией Pew Research Center, в США интернет чаще служит в качестве источника новостей, чем газеты.

Некоторые блогеры становятся популярными, если наполняют свой дневник материалом, способным привлечь внимание большого количества людей, имеют постоянную аудиторию. Среди них – талантливые жизнеописатели-любители и известные общественные деятели (писатели, журналисты, музыканты). Каждый индивид может не только выразить в глобальной сети мнение о публикации, но и немедленно распространить информацию, если стал свидетелем общественно значимого события.

Благодаря этому интернет-пользователи часто первыми излагают подробности чрезвычайных ситуаций, конфликтов, сообщают о чьем-либо отступлении от норм деятельности государственных и муниципальных служащих, действиях людей, претендующих на разнообразные привилегии. Значительно сократились возможности субъектов социально-политического процесса скрыть от общества нарушения законов, другие злоупотребления. С отдельными сюжетами ознакомляется аудитория, сопоставимая по численности с количеством читателей крупных печатных изданий.

Интересно
Множество случаев распространения независимыми блогерами редкой значимости информации, не представленной в традиционных массмедиа, дали основания для предположений о том, что «гражданская журналистика» может вытеснить их. Однако впоследствии стало понятно, что не имеющие профессиональной подготовки блогеры не могут заменить телевидение, радио и прессу.

По сообщениям мировой печати в марте 2012 года в американском штате Калифорнии была рассмотрена утечка информации о фирме Apple, распространенной в блогах. Судом дан отрицательный ответ на вопрос о том, можно ли официально воспринимать в качестве сотрудников массмедиа блогеров и находятся ли они под защитой законодательства о журналистской деятельности, позволяющего не раскрывать источники информации.

Возможности распространения сообщений в социальных сетях недостаточны, чтобы обеспечить разнообразие в отражении событий и явлений социально-политической сферы. Развитие «гражданской журналистики» насыщено противоречиями. Она одновременно губительна для стереотипов в отображении реальности, сформированных традиционными массмедиа в конце ХХ века, начале ХХI столетия, и незрела, вследствие чего совершает много ошибок. «Гражданская журналистика» (ее также называют общественной, объединунной или демократической) не представляет профессиональную деятельность.

Как правило, блогеры не получают доход и являются чаще всего любителями, не обязанными в отличие от профессионала проверять, достоверна ли публикуемая информация. Правда, некоторые исследователи утверждают, что отсутствие профессиональных навыков у представителей «гражданской журналистики» не только не вредит коммуникации, но и обогащает ее, делает более действенной за счет разрушения стереотипов в подаче сообщений.

Этот эффект очень важен в связи с кризисом доверия к традиционным массмедиа. Так, Ш. Коронел размышляет о препрофессионализме и постпрофессионализме в современной журналистике, причем постпрофессионализм предполагает сознательный отказ от стандартов в работе, так как в сфере «гражданской журналистики» имеется меньше возможностей для манипулирования общественным мнением.

По мнению некоторых наблюдателей, пресса, изначально являвшаяся инструментом, обеспечивающим взаимодействие различных социальных групп, утратила демократические принципы и стала для властных и экономических органов рычагом управления обществом и способом воздействия на массовое сознание с недемократическими целями. В «гражданской журналистике» личность, обладающая гражданским сознанием, независимым мышлением, занимает центральное место.

С другой стороны, веб-материалы выявили низкое литературное качество текста, неинтересное содержание, авторами демонстрируется развязный, насыщенный жаргонизмами стиль письма, заимствованный из форумов и чатов.

В виртуальном пространстве нередко размещается неточная информация, отклоненная по этическим соображениям традиционными массмедиа. Люди настороженно относятся к ней. Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного в Университете штата Огайо, онлайн-тексты воспринимаются читателями как менее достоверные в сравнении с печатными публикациями и оказывают слабое влияние на позицию публики.

А по данным Media Research Consortium 9 из 10 жителей Канады считают информацию, полученную из традиционных массмедиа, надежной и внушающей доверие, в то время как сообщения сетевых компаний относят к таковым чуть более половины опрошенных. Подавляющее большинство канадцев убеждено, что именно профессиональные журналисты способны выполнять общественные функции в ходе расследования злоупотреблений и нарушений законов, так как ими отлажен механизм сбора информации, собран обширный архив.

От преувеличения роли блогера в производстве сообщений предостерегают исследователи, отмечающие двойственную роль коммуникатора в «гражданской журналистике». С одной стороны, известный блогер может оказывать существенное воздействие на аудиторию. С другой стороны, технологическая специфика коммуникации, осуществляемой в социальных сетях, открывает простор для распространения информации по цепочке пользователей: так называемый «перепост» (repost, retweet) сообщения – копирование его с минимальными комментариями или вообще без таковых. В этом случае автор, первым разместивший сообщение в глобальной сети, может не быть названным в процессе многократного копирования информации.

Какими же могут быть направления совершенствования деятельности представителей «гражданской журналистики»? Следует ли им игнорировать опыт, накопленный традиционными массмедиа? Хотя попытки профессионалов сохранить непрерывность развития журналистики наталкиваются на сопротивление тех, кто отрицает его, исследователями подчеркивается закономерность сохранения преемственности в развитии явлений, процессов.

Интересно
Теории цикличности (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, А. Тойнби, О. Шпенглер, А. Шлезингер, Х. Ортега-и-Гассет) описывают развитие общества или его отдельных подсистем (социальной политики, культуры), как последовательность повторяющихся совокупностей взаимосвязанных явлений и процессов, образующих завершенный круг перехода из одного состояния в другое в течение какого-то периода.

Область повторяющихся феноменов дает возможность понять социальные процессы: где нет повторений, там нет возможности наблюдать регулярности и, следовательно, формулировать социальные законы или достоверные обобщения.

Преемственность в деятельности массмедиа основана на соединении новых элементов с самым ценным, что создано на предыдущих этапах развития журналистики. Интернет-пользователи, среди которых много активных граждан, жаждущих участвовать в разнообразных социально-политических процессах и постигнуть их глубину, следуют в лучших материалах именно гуманистическим началам. Сохранится ли эта тенденция в деятельности журналистов? Чье влияние, традиционных массмедиа или «гражданской журналистики», окажется сильнее?

Вытеснение телерадиовещательных компаний и печати представителями «гражданской журналистики», как отмечено выше, маловероятно:

  • Во-первых, потому, что традиционные массмедиа адаптируются в новой информационной среде, распространяют в интернете версии газет и журналов, радиои телепрограмм.
  • Во-вторых, в предпочтениях множества людей не произошло резких перемен.

В глобальной сети созданы условия лишь для ускоренного, поверхностного ознакомления с информацией, усложнено чтение аналитических материалов, для значительной части публики удобнее поиск таковых в прессе. Скорее всего, сохранится и далее тенденция постепенного сокращения доли печатных изданий на рынке информации. Однако их совокупный тираж может и периодически увеличиваться при благоприятной экономической конъюнктуре.

Очевидно и то, что представители интеллектуально развитой части общества будут неизменно черпать сообщения из разных источников (традиционные массмедиа, сетевые издания, пресс-службы органов исполнительной и законодательной власти, предприятий и общественных организаций) для формирования полной, объективной, целостной картины глобальной действительности и во избежание заблуждений.

Таким образом, феномен «гражданской журналистики» создает благоприятные условия для вовлечения большого количества людей в обмен сообщениями, участие в общественно значимых делах. Она отражает тягу общества к объективной, злободневной информации в соответствии с требованиями демократического общества.

Объединение аудиоданных радио, видеосюжетов, анимации телевидения, фотографий, текстов позволяет интернет-авторам использовать глобальную сеть в качестве многофункционального средства передачи сообщений, наладить партнерские отношения со всеми, кто заинтересован в улучшении жизни населения − общественными, коммерческими организациями, административными учреждениями, а также читателями. Любой интернет-пользователь может немедленно распространить информацию об актуальном событии, свидетелем которого он стал.

Интересно
В то же время представители «гражданской журналистики», как правило, являются любителями и не несут ответственности за точность распространяемых сообщений, нередко совершают ошибки. Издержки становления профессионализма онлайн-авторов компенсируются оригинальностью форм подачи информации, попытками создать условия для активной мыслительной деятельности интернет-пользователей.

Значительно влияние «гражданской журналистики» не только на аудиторию, но и на традиционные массмедиа. Она побуждает телерадиовещательные компании, печатные издания стремиться к максимально возможному охвату и освещению проблем, волнующих общество, постижению всеобщей связи явлений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)