Пути внедрения результатов исследования в педагогическую практику

Практика, как уже отмечалось, – критерий истинности результатов исследования. И обязательным элементом решения любой научной проблемы является внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Это завершающий этап исследования, и его надо отличать от внедрения результатов научной работы после ее завершения.

Первое – уточняет, развивает, совершенствует психологопедагогическую теорию и методику, второе же – претворяет в жизнь уже проверенные, отработанные выводы и рекомендации. Успех внедрения результатов исследования в практику определяется прежде всего готовностью к этому теоретических и методических положений и концепций, доведенных до уровня конкретных правил и рекомендаций. Решающую роль в целенаправленном внедрении выводов и положений исследования играет исходная теоретическая концепция.

Если она достигла высокой степени общности, хорошо систематизирована, выражена в форме психологических или педагогических принципов, правил, требований, отработана методика ее реализации и определены условия эффективности, то можно считать, что теоретическая основа исследования вполне готова для внедрения в практику. Методические рекомендации воплощаются в педагогическую практику обычно путем разработки учебных, учебно-методических и методических пособий, методик обучения и воспитания.

Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при решении психолого-педагогических задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их специфику.

Рекомендации раскрываются во взаимосвязи содержания, форм и методов, наглядных пособий, системы задач и упражнений, рационального расчета времени на проведение тех или иных учебно-воспитательных мер. Широтой, глубиной и объемом внедрения результатов исследования в практику определяется их научная новизна и ценность.

Интересно
Для того чтобы внедрение действительно способствовало развитию психологопедагогической теории и практики, необходимо получаемые результаты распространить среди профессорско-преподавательского состава вуза, заинтересованных категорий должностных лиц, организаторов образовательного процесса.

Именно поэтому пропаганда выводов научного труда, их внедрение в практику является не только важнейшей профессиональной, но и нравственной обязанностью исследователя. Процесс психолого-педагогического исследования нельзя считать завершенным, если полученные результаты не заняли достойное место в системе подготовки будущих специалистов, остались на стадии экспериментирования.

Процесс внедрения результатов исследования в практику можно разделить на несколько звеньев:

  • ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями исследования;
  • формирование положительного отношения, интереса к ним;
  • практическое обучение должностных лиц умению использовать, применять новые идеи, правила, методы и приемы в практике воспитания и обучения студентов;
  • предъявление к этим лицам требований об активном внедрении результатов исследования в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований.

Все эти звенья охватывают и информацию о результатах исследования, и организацию их внедрения в массовую практику. Основными источниками получения информации об итогах научного поиска являются выступления исследователя или других компетентных специалистов с лекциями, научными сообщениями перед должностными лицами, заинтересованными в материалах исследования.

Непосредственный контакт с массовой аудиторией позволяет исследователю облечь свои выводы в наиболее доступную и убедительную форму, продемонстрировать их практическую значимость путем показательных и инструктивных занятий, опытов. Кроме ознакомления общественности с материалами исследования, необходимо научить руководителей, преподавательский состав практическому использованию предложенных материалов.

Для этого используются показательные, пробные, открытые занятия, воспитательные мероприятия. Большую помощь в том оказывают школы передового опыта, краткосрочные курсы повышения квалификации.

После усвоения новых психолого-педагогических рекомендаций, к соответствующим руководителям образовательного процесса предъявляются требования активно применять нововведения, внедрять их в жизнь. Одновременно организуется действенная помощь и контроль.

Внедрение чего-либо нового всегда связано с преодолением стереотипов, возникающих трудностей. При этом возможны ошибки и просчеты, организационные неурядицы, способные поколебать намерения исполнителя внедрить предложенные ему рекомендации в жизнь: он может занять выжидательную позицию или отказаться от них категорически.  Своевременная квалифицированная помощь такому руководителю крайне необходима. Она помогает не только правильно проанализировать его собственную практическую работу, но и еще раз проверить, уточнить выводы внешнего исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)