Общая характеристика договорного регулирования в сфере энергетики

Исследование договорного регулирования в сфере энергетики представляет огромный интерес, обусловленный прежде всего тем, что общественные отношения в сфере энергетики регулируются различными источниками энергетического права.

Договорное регулирование являлось и является предметом многочисленных правовых исследований.

Как верно отмечает Н.Д. Егоров, договор представляет собой одно из самых уникальных средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны, он также подчеркивает, что именно договор, основанный на взаимной заинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых невозможно добиться с помощью самых жестких административно-правовых средств.

Следует отметить, что различные аспекты договорного регулирования в сфере энергетики были предметом правовых исследований.

Так, Р.Н. Салиева, З.М. Фаткудинов, Ю.Н. Чижиков отмечают, что в сфере топливно-энергетического комплекса заключаются договоры купли-продажи, поставки нефти, нефтепродуктов, газа и продуктов переработки, договоры аренды основных средств и оборудования, в том числе нефтяных скважин, АЗС, договоры переработки углеводородного сырья, договоры хранения нефти, продуктов переработки, договоры на выполнение научно-исследовательских работ по обработке геологической информации, договоры оказания услуг по транспортировке, договоры строительного подряда по прокладке нефте- и газопроводов, строительству скважин, кустовых площадок, обустройству месторождений, лицензионные соглашения, соглашения о разделе продукции и указывают на целесообразность выделения этих договоров в отдельную группу для урегулирования соответствующих отношений в специальном законе.

О.Ю.Шилохвост делает вывод о том, что законодательное регулирование правовых отношений, связанных со снабжением различными видами энергии по присоединенным сетям, в настоящее время далеко от совершенства, так как в подзаконных актах детализируется правовой режим отношений применительно к каждому виду энергетических ресурсов, и характерной особенностью сложившихся подходов к регулированию отношений по снабжению энергией по присоединенным сетям является весьма широкое толкование регулирующими органами своей компетенции, приводящее к тому, что в подзаконных актах, имеющих строгое целевое назначение, например в методических указаниях по расчету тарифов, нередко затрагиваются ключевые для правового положения участников отношений правовые вопросы, относящиеся к содержанию договоров и порядку их исполнения, не разрешенные или недостаточно разрешенные в нормативном акте надлежащего уровня.

С.А. Свирков, исследуя вопросы договорного регулирования в сфере электроэнергетики, выделяет несколько групп договоров на оптовом рынке электрической энергии и мощности, указывает на приоритет специального законодательства и делает вывод о том, что противоречия гражданского и энергетического законодательства свидетельствуют о переходном моменте развития законодательства и формировании новой типизации договорных отношений в сфере теплоснабжения.

О.А. Городов, рассматривая договорное регулирование в сфере электроэнергетики, предлагает в учебных целях разграничивать данные договоры на четыре относительно самостоятельные группы, как-то:

  • договоры, заключаемые в процессе организации управления и осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка;
  • договоры, заключаемые в процессе осуществления доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии;
  • договоры, заключаемые в процессе функционирования оптового рынка электроэнергии;
  • договоры, заключаемые в процессе функционирования розничных рынков электроэнергии.

Активное развитие энергетического законодательства, формирующаяся судебная практика разрешения споров в сфере энергетики свидетельствуют о том, что договорное регулирование в сфере энергетики, его специфика, присущая отдельным отраслям энергетики, заслуживают особого внимания.

При проведении правового анализа договорного регулирования в сфере энергетики целесообразно классифицировать заключаемые в данной сфере договоры, исследовать источники правового регулирования обязательственных отношений в сфере энергетики, выявить особенности, характерные для отдельных видов и разновидностей договоров в сфере энергетики.

Как уже отмечалось выше, в правовой литературе неоднократно поднимался вопрос о соотношении норм Гражданского кодекса и норм специального законодательства при квалификации того или иного договора в сфере энергетики. Вопрос о правильной квалификации договора, а следовательно, правильном применении норм материального права имеет огромное значение при рассмотрении разногласий в сфере энергетики, которые могут быть рассмотрены как во внесудебном, так и в судебном порядке.

Как справедливо отмечают М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, основная проблема любой классификации состоит в выборе того единственного основания, которое должно быть положено в основу деления.

По количеству сторон договор может быть двух- или многосторонним, по моменту передачи вещи — реальным или консенсуальным, по сроку договор может быть срочным и бессрочным и т.д.

Н.Д. Егоров приводит следующее деление гражданско-правовых договоров:

  • основные и предварительные, договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьего лица;
  • односторонние договоры и взаимные;
  • возмездные и безвозмездные;
  • свободные и обязательные;
  • взаимосогласованные договоры и договоры присоединения.

М.И. Брагинский, В.В. Витрянский отмечают, что при последовательном использовании принципа «результата» (направленности результата) гражданские договоры, выделенные в ГК, можно разделить на четыре группы направленные:

  1. На передачу имущества.
  2. На выполнение работ.
  3. На оказание услуг.
  4. На учреждение различных образований.

Е.А. Суханов выделяет следующие виды сделок:

  • односторонние, двусторонние и многосторонние;
  • возмездные и безвозмездные;
  • реальные и консенсуальные;
  • каузальные и абстрактные;
  • фидуциарные и нефидуциарные.

и подчеркивает, что сделки могут быть классифицированы и иным образом — в зависимости от цели, которая ставится при проведении классификации.

Все указанные выше условные классификации могут быть применены и в отношении договоров в сфере энергетики.

Для проведения правового анализа договорного регулирования отношений в сфере энергетики может быть проведена условная классификация в зависимости от предмета соглашения, который может заключаться в поставке того или иного вида энергетического ресурса, переработке определенного вида энергетического ресурса, транспортировке того или иного вида энергетического ресурса, хранении энергетических ресурсов, строительстве энергетического объекта, поставке энергетического оборудования, создании инновационного продукта для использования в сфере энергетики и др.

Предлагаемая условная классификация договоров в сфере энергетики включает следующие договоры:

  1. Договоры, регулирующие отношения по поставке энергетических ресурсов. Данная группа договоров может быть подразделена на подгруппы по видам энергетических ресурсов, видов энергии:договоры поставки электрической энергии и мощности; договоры поставки газа; договоры поставки нефти и нефтепродуктов; договор теплоснабжения.
  2. Договоры, регулирующие отношения по транспортировке, передаче, перевозке энергетических ресурсов.
  3. Договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям, к системам теплоснабжения, к газораспределительным, газотранспортным сетям, магистральным нефтепроводам.
  4. Соглашения о разделе продукции.
  5. Концессионные соглашения.
  6. Договоры на хранение энергетических ресурсов.
  7. Договоры на строительство, реконструкцию и модернизацию энергетических объектов.
  8. Договоры поставки энергетического оборудования.
  9. Энергосервисные договоры (контракты).
  10. Договоры на создание инновационных продуктов в сфере энергетики.

Правовой анализ особенностей договорного регулирования в сфере энергетики показывает, что регулирование договорных отношений в большей степени осуществляется специальным энергетическим законодательством, на уровне законов и подзаконных нормативных правовых актов.

Среди основных законодательных актов следует отметить в том числе Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В некоторых законах полномочия по договорному регулированию закреплены за Правительством Российской Федерации.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесены в том числе утверждение существенных условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности, утверждение примерных договоров купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) с потребителями, определение существенных условий договоров о порядке использования организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих собственникам или иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утверждение правил заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках, утверждение основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации:

  • утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению;
  • устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

В таких законах, как Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», закреплены порядок заключения и обязательные условия данных соглашений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договор теплоснабжения должен определять как существенные условия, указанные в данной статье закона, так и иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При этом регулирование договорных отношений по хранению энергетических ресурсов, строительству энергетических объектов, поставке энергетического оборудования осуществляется нормами Гражданского кодекса.

Следует также отметить, что при заключении внешнеэкономических сделок стороны нередко подчиняют контракты регулированию нормами соответствующих международных соглашений либо указывают на применение обычаев.

Среди подзаконных нормативных правовых актов необходимо учитывать в том числе:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации РФ от 05.02.1998 № 162 «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 «Об утверждении правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 № 858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества “Газпром”»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2011 № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Необходимо также учитывать, что существенное регулирующее воздействие на договорное регулирование в сфере энергетики оказывают саморегулируемые организации на основании делегированных законодателем полномочий, а также локальные акты определенных юридических лиц, в частности, определяющие порядок осуществления закупочных процедур, нормативные правовые акты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Особенности договорного регулирования, обусловленные в первую очередь спецификой объекта регулируемых отношений, свидетельствуют об активном развитии и формировании системы договорного регулирования в сфере энергетики, что находит отражение в судебной практике рассмотрения споров, возникающих в ходе заключения и исполнения тех или иных договоров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)