Правовое положение субъектов частноправовых отношений нефтяной отрасли

Для изучения особенностей правового положения субъектов частноправовых отношений в нефтяной отрасли могут быть использованы различные условные классификации:

  1. Классификация, в основании которой вид деятельности субъекта частноправовых отношений (напр., добыча, переработка, транспортировка нефти и нефтепродуктов)
  2. Классификация, основанная на участии или неучастии государства в уставном капитале субъектов частно-правовых отношений в газовой отрасли — компании с участием государства и компании без государственного участия.
  3. Классификация в зависимости от стратегического значения — стратегические и нестратегические субъекты.
  4. Классификация, в основании которой состояние товарного рынка.
  5. Классификация, в основании которой территория деятельности и др.

Рассматривая классификацию субъектов, в основании которой вид деятельности субъекта частноправовых отношений — добыча, переработка, транспортировки нефти и нефтепродуктов, следует учитывать, что особенности, установленные к соответствующим субъектам закреплены в различных нормативных правовых актах.

В соответствии со ст.9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Это общее правило. При этом законодатель устанавливает специальные требования в отношении субъектного состава пользователей недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения, континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф.

Особенность субъектного состава в данном случае заключается в том, что такими пользователями могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством РФ в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.

Еще одно специальное требование установлено в отношении субъектного состава пользователей недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф.

Такими пользователями могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

Основания возникновения права пользования участками недр предусмотрены в ст.10_1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». В данной статье закреплена возможность предоставления права пользования участками недр без проведения аукционов. В соответствии с п.1 ст.10_1 перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов, утверждаются Правительством РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 15.06.2009 № 787-р676 утвержден перечень недр федерального значения, предоставляемых в пользование для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья без проведения конкурсов и аукционов и о предоставлении ОАО «Газпром» права пользования определенными участками недр. В дальнейшем в данное Распоряжение неоднократно вносились изменения, касающиеся в частности субъектного состава компаний, который был расширен за счет ОАО «НК «Роснефть».

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Требования к выдаче, оформлению и регистрации лицензий на пользование недрами, требования к пользователю недр при необходимости внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также для заявителей при необходимости переоформления лицензий закреплены в Законе РФ от 21.02.2395-1 «О недрах»; подзаконных актах, в том числе в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.09.2009 № 315.

Порядок учета нефти и фактических потерь при ее добыче организациями, осуществляющими добычу нефти и газа установлены Правилами учета нефти, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.05.2014 № 451 «Об утверждении правил учета нефти».

Требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим деятельность на опасных производственных объектах по добыче, хранению нефти, газа, газового конденсата закреплены в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101.

Рассматривая классификацию энергетических компаний нефтяной отрасли в зависимости от участия или неучастия государства в уставном капитале субъектов частноправовых отношений в нефтяной отрасли необходимо учитывать следующее.

На сегодняшний день в ОАО «Зарубежнефть» единственным акционером является государство в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом; в ОАО «АК «Транснефть» государству принадлежит контрольный пакет акций, который на сегодняшний день составляет 78,3% уставного капитала, в ОАО «НК «Роснефть» государству принадлежит одна акция, что составляет менее 0,01 % уставного капитала.

Правовое положение компаний с государственным участием определены в том числе в таких нормативных правовых актах как Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1214 «О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными унитарными предприятиями»;
Приказ Министерства экономического развития РФ от 07.05.2010 № 168 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом функции уполномоченного органа в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах» и др.

Остановимся подробнее на особенностях правового положения ОАО «Роснефтегаз», в котором 100 % акций принадлежат государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Данное общество владеет государственными активами в области нефтяной и газовой промышленности, которые передавались в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал данного общества на основании Указов Президента РФ.

Рассматривая вопросы об особенностях правового положения указанных субъектов, следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 22 мая 2012 года № 695 «О мерах по приватизации находящихся в федеральной собственности пакетов акций крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса» в целях обеспечения гарантированного дохода федерального бюджета в 2012 году и последующих годах от приватизации пакетов акций крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса до начала 2015 года ОАО «Роснефтегаз» является инвестором по отношению к компаниям топливно-энергетического комплекса, пакеты акций которых планируются к приватизации, при условии представления ОАО «Роснефтегаз» программы финансирования этих сделок, предусматривающей использование дивидендов от акций компаний, находящихся в собственности названного акционерного общества.

Настоящим указом утверждена программа продажи в 2013-2015 годах находящихся в собственности ОАО «Роснефтегаз» пакетов акций компаний топливно-энергетического комплекса с учетом конъюнктуры рынка.

В перечень стратегических обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»684, включены ОАО «Зарубежнефть»; ОАО «АК «Транснефть»; ОАО «НК «Роснефть»; ОАО «Роснефтегаз».

Как уже отмечалось выше, деятельность по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам в соответствии п. 1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Особенности правового положения субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам закреплены в том числе в следующих нормативных правовых актах:

  • Постановление Правительства РФ от 18.10.2010 № 844 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов»;
  • Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28.01.2011 № 40 «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм»;
  • Приказ Федеральной службы по тарифам от 19.01.2011 № 11-э «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм».

В данном пункте остановимся подробнее на составе раскрываемой информации субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

В соответствии с п.11 Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.10.2010 № 844, состав раскрываемой информации включает в себя информацию:

  1. О тарифах на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов (с детализацией каждой составляющей тарифа), в отношении которых осуществляется государственное регулирование, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов
  2. Об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов (включая структуру основных производственных затрат на оказание регулируемых услуг)
  3. Об основных потребительских характеристиках регулируемых услуг субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества
  4. О наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов
  5. О регистрации и ходе реализации заявок на доступ к услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов и заявок на подключение (подсоединение) к магистральному трубопроводу субъектов естественных монополий
  6. Об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов субъектами естественных монополий и (или) подключение (подсоединение) к магистральному трубопроводу субъектов естественных монополий; услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм»// Российская газета.2011. 2 марта
  7. О порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (подсоединением) к магистральному трубопроводу субъектов естественных монополий
  8. Об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ)
  9. О способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов.

Данный перечень является исчерпывающим.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с п.9 Стандартов в случае совмещения субъектом естественных монополий деятельности по оказанию услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов информация раскрывается отдельно по каждому из указанных видов деятельности.

Согласно п.10 Стандартов случае оказания субъектами естественных монополий услуг по
транспортировке нефти и нефтепродуктов по нескольким, технологически не связанным между собой системам магистральных трубопроводов, для которых устанавливаются различные тарифы на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов, информация раскрывается отдельно по каждой системе магистральных трубопроводов.

Рассматривая классификацию субъектов частноправовых отношений в нефтяной отрасли в зависимости от территории деятельности, необходимо учитывать особенности правового режима, предусмотренные в том числе следующими нормативными правовыми актами:

  • Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»;
  • Постановление Правительства РФ от 26.09.2013 № 846 «О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок выводных таможенных пошлин на нефть сырую, указанную в подпункте 2 пункта 5 статьи 3.1.Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»;
  • Приказ Министерства энергетики РФ от 03.12.2013 № 868 «Об утверждении Методических указаний по проведению анализа обоснованности применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанную в подпункте 2 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», формы заявления о применении особой формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и формы справки о прогнозных и фактических капитальных и операционных (эксплуатационных) затратах, понесенных пользователем недр и связанных с деятельностью по разведке и (или) разработке месторождения, и о фактической выручке пользователя недр от реализации углеводородов, добытых на месторождении»;
  • Во исполнение предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе» особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую Постановлением Правительства РФ от 26.09.2013 № 846 утверждены Правила подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанных в подпунктах 2 или 3 пункта 5 статьи 3_1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», и проведения мониторинга обоснованности их применения.

В соответствии с п.2 данных Правил в целях применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую пользователь недр, владеющий лицензией на пользование участком недр, содержащим соответствующее месторождение углеводородного сырья, на котором осуществляется добыча нефти сырой, направляет в Министерство энергетики РФ заявление о применении особой формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, добываемую на конкретном месторождении по форме, утверждаемой Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством финансов РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Министерством экономического развития РФ.

К указанному заявлению должны быть приложены:

  1. Копия лицензии на пользование соответствующим участком недр, содержащим месторождение, включая все приложения
  2. Копия проектной документации, на основании которой пользователь недр осуществляет разработку месторождения
  3. Копия решения комиссии, созданной в соответствии с частью второй статьи 23_2 Закона Российской Федерации «О недрах», о согласовании проектной документации, скрепленного печатью Федерального агентства по недропользованию либо его территориального органа
  4. Справка о прогнозных и фактических капитальных и операционных (эксплуатационных) затратах, понесенных пользова-телем недр и связанных с деятельностью по разведке и (или) разработке месторождения, и о фактической выручке пользователя недр от реализации углеводородов, добытых на месторождении, по утвержденной форме
  5. Данные о количестве фактически добытой на месторождении нефти сырой и о количестве нефти сырой, фактически добытой на месторождении и вывезенной с применением особой формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины, по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления
  6. Информация о физико-химических характеристиках добываемой нефти сырой
  7. Копия выписки из государственного баланса запасов полезных ископаемых либо из формы федерального статистического наблюдения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)