Стандарты организаций

Революционные изменения технической нормативной базы, продиктованные Законом «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ) с точки зрения добровольности применения СНиП, а затем и СП, особенно сказались на документах третьей главы (по старой классификации СНиП) — «Правила производства и приемки работ».

Указанное обстоятельство значительно снизило обязательные требования при производстве работ и, к сожалению, качество строительства и компетентность специалистов строительного комплекса.

В свою очередь, переход к новым правилам и подходам допуска на рынок проектирования и строительства, создание саморегулируемых организаций, национальных объединений изыскателей, проектировщиков, строителей изменили требования к обеспечению безопасности и качеству проектируемых и возводимых объектов. Поэтому национальные объединения саморегулируемых организаций (СРО) для компенсации отсутствующих документов современной технической нормативной базы стали разрабатывать и выпускать свои стандарты СТО «НОСТРОЙ», СТО «НОП».

Система стандартизации должна обеспечить возможность входя-щим в Национальное объединение СРО устанавливать на основе стандартов НОСТРОЙ единые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, требований к процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), а также требований по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства.

В Системе предусмотрена разработка специальных стандартов в области оценки соответствия объектов, работ (услуг), систем менеджмента, наилучших доступных технологий и др.

Таким образом, должно быть реализовано положение п. 2.3.8 Устава Национального объединения строителей по поддержке и стимулированию инновационной активности членов Объединения, содействию внедрению новейших достижений науки и техники, отечественного и мирового опыта в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Учитывая взаимосвязь результатов изыскательских, проектных и других работ в области строительства, в результате проведенных с национальными объединениями изыскателей и проектировщиков обсуждений предусмотрена возможность принятия совместных стандартов национальных объединений. 29 сентября 2010 года на заседании Совета НОСТРОЙ были приняты и рекомендованы СРО членам НОСТРОЙ для применения:

  • стандарт НОСТРОЙ 1.0 «Основные положения»;
  • стандарт НОСТРОЙ 1.1 «Порядок разработки, утверждения, оформления, учета, изменения и отмены рекомендаций»;
  • рекомендации НОСТРОЙ 1.1 «Порядок разработки, оформления, изменения и учета стандарта саморегулируемой организации».

Технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство» рассмотрел проекты стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ и дал положительное заключение по данным документам.

В число приоритетных работ по стандартизации в НОСТРОЙ прежде всего входит разработка и экспертиза СНиПов, входящих в доказательную базу (рис. 1) принятого и вступившего в силу 1 июля 2010 года Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Стандарты организаций

Для каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (перечень утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624), необходимы определенные стандарты и своды правил, по которым такие работы будут выполняться и соблюдение которых, в соответствии с требованиями статьи 55.13 Градостроительного кодекса, будет проверяться СРО.

Некоторые виды работ обеспечены стандартами и сводами правил, включенными в официальные перечни документов,  обеспечивающих соблюдение требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», однако многие виды работ остались без необходимой нормативной базы.

Интересно
Например, такие виды работ, как устройство наружных электрических сетей (пункт 20 перечня), монтажные работы (пункт 23 перечня), пусконаладочные работы (пункт 24 перечня) и др. Такие работы регулируются только руководствами, технологическими картами, ведомственными нормативами, методическими документами, не имеющими соответствующего правового статуса. Даже те работы, которые обеспечены нормативами в виде во многом устаревших СНиП и ГОСТов (например, устройство автомобильных дорог и аэродромов (пункт 25 перечня), устройство железнодорожных и трамвайных путей (пункт 26 перечня) регулировались на основе нескольких сотен дополнительных ведомственных нормативных документов, которые более не действуют.

Кроме того, документы в области стандартизации должны устанавливать единые требования для всех участников строительства на всех стадиях жизненного цикла (от проектирования до утилизации (сноса), в том числе при подтверждении соответствия зданий и сооружений обязательным требованиям, оказании услуг и производстве работ в области строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса СРО разрабатывает и утверждает стандарты организации, которые должны применяться, с одной стороны, в целях обеспечения качества и безопасности проводимых работ (оказываемых услуг) в области строительства, а с другой — в целях контроля за деятельностью членов СРО (статья 55.13 Градостроительного кодекса).

В настоящее время многие СРО имеют или разрабатывают свои собственные стандарты, что на практике может привести к разобщенности и дезориентации предприятий строительного комплекса.

При производстве работ строительная организация, привлекающая на основе субподряда организации, входящие в разные СРО, длявыполнения одних и тех же работ может столкнуться с тем, что в каждом из этих СРО будут существовать различные стандарты на производство аналогичных видов работ.

Соблюдение требований стандарта будет контролироваться в каждом СРО, при этом одновременное соблюдение на объектах, где работы осуществляют несколько СРО, будет невыполнимо на практике. По аналогичным причинам возникнут проблемы согласования проектной и рабочей документации с заказчиком, проведения экспертизы проектной документации, осуществления строительного надзора, обеспечения капитального ремонта и эксплуатации зданий.

Еще одной проблемой будет являться ограничение и усложнение инвестирования в строящиеся объекты в различных регионах России.

Например, в случае, когда компания, осуществляющая функции инвестора и заказчика, находится в Москве, а строящийся объект располагается в другом субъекте РФ, подрядные организации могут осуществлять строительство по стандартам своего СРО, находящегося у них в субъекте, а экспертиза, проводимая в субъекте РФ, не будет принимать в расчет стандарты, разработанные московским СРО. Такие разночтения усложнят и без того непростой процесс согласования  строительства и сдачи объектов в эксплуатацию.

Кроме того, при последующей эксплуатации такого объекта возникнут трудности, связанные с доступностью стандартов, использованных при строительстве. Не каждое СРО сможет сделать свои стандарты публично доступными в силу ограниченности собственных ресурсов.

Поэтому централизованная разработка стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ по наиболее приоритетным направлениям работ — это одно из основных направлений реализации Программы стандартизации НОСТРОЙ.

Предложенные дополнения в Программу и разрабатываемые в настоящее время документы по Программе стандартизации 2010 года охватывают около 50 видов работ из входящих в перечень, установленный приказом № 624, по следующим наиболее широко применяемым направлениям, влияющим на безопасность работ и объектов капитального строительства:

  • работы по организации строительного производства, подготовительные работы;
  • свайные работы и закрепление грунтов;
  • устройство и монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;
  • монтаж металлических конструкций;
  • монтаж деревянных и каменных конструкций;
  • устройство кровель;
  • фасадные работы;
  • устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;
  • устройство автомобильных дорог.

Разрабатываемые документы объединяются в комплексы стандартов по организации строительного производства, ограждающим конструкциям, инженерным системам и т. д. Например, комплекс стандартов по организации строительного производства предусматривает правила производства работ, начиная с подготовки к строительству до эксплуатации и сноса (демонтажа) объекта. Комплекс стандартов учитывает требования к производству и методам контроля качества на всех этапах строительного процесса.

Также комплекс стандартов по фасадным системам ограждающих конструкций предусматривает требования к производству работ, монтажу, обследованию, эксплуатации и к контролю качества.

Одной из задач работы системы стандартизации Национального объединения строителей будет являться практическая отработка применения утвержденных стандартов НОСТРОЙ в целях их дальнейшего принятия в качестве национальных стандартов и сводов правил, входящих в перечень документов обязательного и добровольного применения для соблюдения требований Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».

В системе стандартизации НОСТРОЙ также разрабатываются рекомендации НОСТРОЙ, которые будут проходить апробацию посредством их применения в СРО и членах СРО и, в случае положительной оценки, впоследствии приниматься в качестве  стандартов НОСТРОЙ.

Интересно
В дальнейшем в Систему стандартизации будут включены альбомы проектных и технических решений, предварительные стандарты и другие документы, необходимые для продвижения инновационных проектов, распространения прогрессивных технологий и упорядочения деятельности членов НОСТРОЙ.

Можно по-разному оценивать качество и затраты СТО, но одно неоспоримое преимущество у них есть — это достаточно подробная технологическая идентификация производства строительно-монтажных работ, методов контроля их качества. В основном эти документы исчерпывающие и позволяют обеспечить нормируемое качество и безопасность выполняемых строительно-монтажных работ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)