Национальные и международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности

С принятием Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и нового Плана счетов бухгалтерского учета в России бухгалтерский учет существенно приблизился к международным учетным стандартам. В учетную практику введены новые объекты учета, учетные принципы и требования к нему, бухгалтерская отчетность по форме и структуре приближена к финансовой отчетности западных стран.

Однако адаптация бухгалтерского учета и отчетности в России к международным учетным стандартам сопряжена с определенными трудностями и проблемами. Эти трудности и проблемы следующие: – выбор системы бухгалтерского учета из вариантов англо- американско – голландской и континентальной. Первая система ориентирована на потребности инвесторов и кредиторов, является гибкой и либеральной с точки зрения регламентации. Вторая система отличается большой регламентацией бухгалтерского учета и отчетности на государственном уровне. В России исторически государство жестко регламентирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Поэтому для нее более приемлема континентальная система бухгалтерского учета или же смешанная система:

  • установление соотношения правил ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Чтобы избежать зависимости системы бухгалтерского учета от постоянных изменений в налоговой системе, необходимо или использовать элементы интегрированного учета, либо изменить систему налогообложения в сторону ее упрощения и сокращения количества налогов;
  • разработка и принятие своих национальных стандартов бухгалтерского учета, в которых предусмотрены к использованию наиболее оптимальные сочетания отечественных традиций, способов и правил бухгалтерского учета с правилами и требованиями международных стандартов бухгалтерского учета.

Стандарт бухгалтерского учета представляет собой совокупность основных правил, устанавливающих единый порядок учета определенного объекта или определенной их группы.
Стандарты бухгалтерского учета в России называются положениями и призваны конкретизировать закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, понятийный аппарат бухгалтерского учета и др. К стандартам разрабатываются методические рекомендации, которые конкретизируют учетные стандарты (положения) в соответствии с отраслевыми особенностями и другими факторами.

В настоящее время в России разработаны и утверждены приказами Министерства финансов Российской Федерации более 20 положений (стандартов) бухгалтерского учета. Некоторые из этих стандартов зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации и являются законами второго уровня регулирования бухгалтерского учета в РФ. Ниже приведен перечень утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. № 60н (в редакции приказа Минфина РФ от 30.12.1999г. № 107н).
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94). Утверждено приказом Минфина РФ от 20.12.1994г. № 167.
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000г. № 2н.
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально- производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. № 44н.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.1998г. № 56н.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.1998г. № 57н.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 32н (в редакции приказа Минфина РФ от 30.12.1999г. № 107н).
  10.  Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 33н (в редакции приказа Минфина РФ от 30.12.1999г. № 107н).
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 13.01.2000г. № 5н.
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000г. № 11н.
  13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи»
    (ПБУ 13/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. № 92н.
  14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. № 91н.
  15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 02.08.2001г. № 60н.
  16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 02.07.2002г. № 66н.
  17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно – исследовательские, опытно – конструкторские и технологические работы » (ПБУ 17/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002г. № 115н.
  18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002г. № 114н.
  19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 10.12.2002г. № 126н и др.

Несмотря на то, что приведенные национальные стандарты (положения, ПБУ) максимально приближены к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета, не обеспечивается возможность полной трансформации этих стандартов, хотя этот вопрос в последнее время становится все более актуальным для отдельных организаций.

Трансформация в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета (МСФО) финансовой отчетности является одним из важнейших шагов, открывающих российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Если организация имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для ее развития. Кроме того, на российском рынке действует большое количество компаний с иностранными инвестициями, которым трансформированная финансовая отчетность необходима для включения в консолидированную отчетность материнских компаний.

Отчетность, трансформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью, раскрываемостью и полезностью для пользователей.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире. Они позволяют сократить расходы компаний на подготовку своей отчетности и снизить затраты по привлечению капитала.

Разработкой и совершенствованием международных стандартов учета занимается специальная организация – Комитет по международным учетным стандартам (КМСФО), созданный 29 июня 1973 года. Деятельность Комитета направляется советом, состоящим из представителей 13 стран и 4 организаций.

Комитет по международным учетным стандартам формирует и публикует стандарты бухгалтерского учета, а также способствует их внедрению и соблюдению. Кроме того, Комитет проводит общую работу по улучшению и гармонизации правил, стандартов бухгалтерского учета и методик составления финансовых отчетов. К концу 2004 года КМСФО разработал и опубликовал 41 международный стандарт финансовой отчетности, которые уже применяются или будут применяться в последующих отчетных периодах.

Перечень международных стандартов приведен ниже. Данная система охватывает все основные вопросы, связанные с составлением финансовой отчетности организации.

Каждый стандарт содержит следующую информацию:

  • объект учета – дается определение объекта учета и основных понятий, связанных с этим объектом;
  • признание объекта учета – дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;
  • оценка объекта учета – приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности;
  • отражение в финансовой отчетности – раскрытие информации об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.

Не все международные стандарты являются действующими. Некоторые стандарты были упразднены (МСФО 3, 5, 6, 13), другие заменены новыми (МСФО 4, 8, 27, 31, 36). Действующие стандарты постоянно пересматриваются. Во многие стандарты были внесены уточнения в связи с появлением МСФО 39 «Финансовые инструменты: признанные и оценка» и МСФО – 40 «Инвестиционная собственность» (МСФО 25, 27, 28, 31).

В последние годы Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета разрабатывается отдельные отраслевые стандарты. Так, наряду с МСФО 30, посвященным информации финансовой отчетности банков и других аналогичных финансовых институтов, появился международный стандарт финансовой отчетности 41 «Сельское хозяйство».

Структура каждого МСФО включает: введение, раскрывающее содержание стандарта; определение основных понятий и терминов; пояснение определения и терминов; раскрытие методологии; практическая реализация положений стандартов; дата вступления в силу.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)