Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определения роли государственных органов в ее создании.
За последние годы (годы реформ) сделано немало по реформированию бухгалтерского учета. Впервые в отечественной учетной практике принят Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ.

Реформирование бухгалтерского учета в России направлено на приближение его к международным стандартам учета. Это, безусловно, является одним из условий вхождения России в мировое сообщество.

Программа реформирования бухгалтерского учета включает несколько этапов. На первом этапе реформирования бухгалтерского учета была принята Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (29.12.97г.). Данная концепция была разработана в связи с изменением общественных отношений в стране и гражданско-правовой среды. Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране.

В связи с необходимостью гармоничной адаптации бухгалтерского учета к требованиям и правилам МСФО, одобрена Концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу (2004г.). Бухгалтерский учет в организациях ведется в соответствии с созданной в стране и действующей системой нормативных документов. Их совокупность образует четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в России (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Система уровней нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Первый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют законы и иные законодательные акты: Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации (приняты Государственной Думой – часть 1 от 21.10.95, часть 2 от 01.03.96), Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н. В ГК РФ закреплены многие вопросы учетной работы: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательное утверждение годового бухгалтерского отчета, понятие чистых активов и т.д.

Последние же два приведенных документа устанавливают единые методологические основы бухгалтерского учета на территории России для всех юридических лиц, а также определяют порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской информации пользователям. Кроме того, к документам этого уровня относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях.

Весьма важными документами первого уровня системы являются также законы соответствующих организационно-правовых форм экономических субъектов, например Федеральный закон «Об акционерных обществах» и др.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщены допущения, требования и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета.

Третий уровень системы нормативов регулирования бухгалтерского учета определяется документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. К ним относятся методические указания по ведению бухгалтерского учета, в т.ч. в инструкциях, рекомендациях и т.п.

К этой группе документов относятся методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, строительстве, науке и проектно- изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкция по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важных документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по различным учетным вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций.

Четвертый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимают рабочие документы (документы внутренней регламентации) организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

В России идет большая работа по наполнению системы нормативного регулирования бухгалтерского учета соответствующими документами (разработка новых, переработка и уточнение действующих нормативных актов) с учетом соблюдения международных принципов и общепринятых правил в международных стандартах, а также максимального сохранения национальных традиций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)